Успенский храм: из дерева в камень…
Святыня с вековой историей.
***********************************************
Практически во все времена человечество интересовалось историей своей родины. И это неудивительно. Не может считаться полноценным тот, кто живет, не ведая своих корней, прошлого своего народа, кто лишен исторической памяти.
Несмотря на то, что Донецк относительно молодой населенный пункт, его история уходит далеко в прошлое. Но этот рассказ не о том, как появился город, и кто проживал несколько десятков и сотен лет тому назад на его землях. Это повествование о местной достопримечательности, которая на протяжении столетий является своеобразной визитной карточкой Донецка. Даже, если быть точнее — станицы Гундоровской, с которой, собственно говоря, впоследствии и началась история города.
Первое, что бросается в глаза всем туристам, въезжающим на территорию Донецка — это сияющие на солнце золотые купола местного храма. Казалось бы, откуда в таком небольшом провинциальном городе взяться такой чарующей красоте? Печально, но даже далеко не все местные жители знают об истории возникновения данной церкви, о том, кем и когда была построена и как удалось сохранить этот объект в годы «лихолетья», что уж говорить о приезжих. Надеемся, что благодаря увлекательному рассказу настоятеля храма Успения Пресвятой Богородицы Глеба Гладышева мы восполним пробелы в истории у наших дончан.
— По дореволюционным справкам, первая церковь значится деревянной и построенной еще в далеком 1786 году на левом берегу реки Северский Донецк, где проживали многочисленные казачьи семьи. Однако, частые наводнения причиняли разрушения не только куреням казаков, но и церковному зданию. В 1828 году было проведено обследование, по результатам которого значится: «имеющаяся в здешней станице деревянная церковь Божия, во имя Святого Архистратига Михаила сооруженная, почти ежегодно водою, подвергается повреждению. Фундамент с южной стороны обнизился до такой степени, что крылос стоит совершенно боком, а в трапезной перекладина, на которой основан верхний мост, переломилась».
Гундоровцы решили перенести церковь на новое место — удобное, возвышенное и на твердом грунте земли. Для данной постройки имелось достаточное количество леса, растущего и блюдимого в станичном юрте. Но Архиепископ Афанасий объявил в 1830 году свою волю: строить церковь каменной.
Казаки согласились с решением церковного начальства и в 1832 году был составлен план строительства, смета которого составляла порядка 70000 рублей». Но неурожай 1833 года, падеж скота и финансовая несостоятельность местного населения не позволили обществу приступить к постройке храма. В результате было принято решение отремонтировать старую деревянную церковь.
9 августа 1843 года церковь Божия Архистратиха Михаила вспыхнула как свечка, сразу же после того, как отслужил вечернюю службу приходской священник Михаил Ефимов. Церковь сгорела дотла. Но, благодаря казакам, которые прибыли на пожар были спасены церковные ценности: антиминас, престол, жертвенник, кресты, Евангелия, образа в ризах.
Лишенные святыни гундоровцы решают возводить каменный храм на месте уничтоженного пожаром из уважения к тому, что было когда-то освещено и где более пятидесяти лет славилось имя Божие, и где покоились прахи похороненных там праотцов. В марте 1851 года пришло высочайшее разрешение на переселение Гундоровской станицы на другое место. Переселение было массовым. Численность станичников была по тем временам значительной: 942 двора, в которых проживали 2896 мужчин и 3162 женщины.
После планировки состоялся перенос станицы на новое место. Через Донец казаки переходили бродом, перевозили разобранные деревянные дома, но потом еще долгое время, по старой памяти трудились они на своих старых наделах, которые остались в бывшей Гундоровской станице, ставшей впоследствии хутором Михайловкой.
12 ноября 1852 года император Николай I утвердил проект, смета которого составляла 32107 рублей серебром. 4 июня 1853 года при собрании всего общества освятили вновьизбранное для церкви место, после этого сразу же началось строительство.
Как пишется в источниках: «В первой половине 1855 года церковь строилась «с успехом и с должной правильностью». К июлю 1856 года идет уже выделка верхних карнизов, а к осени уже выведены своды с устройством на них ста фонарей, «из коих на одном главном, среднем, поставлена глава, а также на сводах устроены кровля, и некоторая часть оной покрыта листовым железом».
В 1861 году храм был завершен и освещен, но не трехпрестольный, как предполагалось вначале, а двухпрестольный. 13 июня антиминсы были возложены на престол в приделе Успения Божией матери, а 14 июля в приделе святителя Митрофана.
Архитектурное исполнение храма было решено в византийском стиле (нарушая старую казачью архитектуру храма). В общей сложности на строительство храма в 38500 рублей. Кроме того, иконостас оценивался в 10 тысяч рублей (царским золотом). Делали его на вложения гундоровцев. В строительстве святыни участвовали почти все станичники. Когда заканчивались средства, то в ход шло все, что имелось на подворьях жителей. Для укрепления строения в раствор добавляли куриные яйца, благо, что птицы в то время было предостаточно.
В новую церковь вернулись Триодь цветная 1695 года, Триодь постная 1699 года, Минея месячная 1724 года, Октоих 1727 года, вынесенные в свое время из старой церкви. Последние две книги сохранились до нашего времени.
Первый капитальный ремонт в храме проводился уже в 1911 году. Как писал станичный священник Николай Сысоев в «Донских епархиальных ведомостях»: «в храме сейчас приделываются два каменных пристроя – тамбуры с северной и южной стороны, ставится паровое отопление, меняются полы и вообще весь храм будет заново ремонтироваться как снаружи, так и внутри». Забегая вперед можно сказать, что в настоящее время напольная плитка в храме сохранилась. В некоторых местах есть следы от тяжелых металлических повозок, на которых сгружали зерно в годы гонений.
В годы гонений храм закрыли. Использование объекта для зернохранилища спасло его. В 1943 году церковь вновь открыли для богослужения.
Постепенно храм приводился в порядок. Свое благолепие он вернул при чутком попечении протоиерея Владимира Гладышева (иеромонах Митрофан, +5 февраля 2008). За время своего служения (1987 по 2007 годы) храм обрел колокола, новые купола, был произведен ремонт фасада внутри и снаружи. Отец Владимир имел талант и художественное образование – сам участвовал в росписи купола и сводов.
В 2011 году в храме установили газовое отопление, новые окна и двери, мощную вентиляционную систему, удаляющую копоть и влагу, которая способствовала появлению плесени, разрушающая роспись и стены. В этот же год храм был признан объектом культурного наследия регионального значения.
Сейчас в церкви имеются иконы, которые ранее находились в соседних храмах Каменского района. Эти святыни были разрушены в 60-70 годах. В те годы люди под страхом жизни и смерти выносили иконы из храма и прятали их. Спустя время люди находили иконы на чердаках, в сараях и подвалах и приносили нам.
Одна из интересных икон, которая имеется в храме — это икона Николая Чудотворца, находящаяся на иконостасе. Даже невооруженным глазом заметно, что на ней в двух местах — верхний и нижний левые углы отрезаны. Все дело в том, что в годы «лихолетья» эта икона была вынесена из храма. Спустя время эту металлическую икону было решено использовать в качестве навеса для крыльца. Тогда для возведения необходимой конструкции помешали два угла и нерадивый хозяин их просто срезал. Хорошо, что позже нашлись люди, которые осознавали ценность этой иконы. Благодаря им святыня вернулась в храм.
Еще одной ценной иконой является “Моление о чаше”, которая в свое время была подарена есаулом Григорием Власовым.
В этом году Свято-Успенский храм отметит свой 156 день рождения. Несмотря на свой солидный возраст он поражает своим великолепием, соединением величественной простоты и красоты. И вот такой парадокс — люди десятилетиями живут рядом с такой святыней, и по различным причинам забывают о его существовании или понятия не имеют об истории его создания.
Наталья Ковалева
Нет комментариев