Детство Натальи Сухановой прошло в Томске. В 1939 году семья переехала в Железноводск на Северном Кавказе. Окончив в 1952 году Московский юридический институт, Н. Суханова рабо¬тала в поселке Удомля Калининской области нотариусом, потом секретарем райкома комсомола. Здесь в 1954 году вступила в КПСС. В последующие годы работала экскурсоводом и лектором в Пятигорске, журналистом в городе Тырныаузе, техническим сек-ретарем в Таганрогском радиотехническом институте.
С 1969 года живет в Ростове-на-Дону.
Первые произведения Н. Сухановой рассказы «Иванькинская певица» и «Альфа Центавра» («Эстафета») появились в 1961 го¬ду в журнале «Молодая гвардия». Московская критика положи¬тельно отозвалась о них. Заметил молодую писательницу и боль¬шой мастер художественного слова Николай Тихонов. «Автор не боится погружаться в быт,— писал он. — И хотя действие проис¬ходит «далеко от Москвы», но это наша советская жизнь, наши лю¬ди, для которых найдены верные краски, точные слова… В этих двух рассказах я чувствую начало доброго, серьезного писатель¬ского пути».
В 1965 году в журнале «Дон» вышла повесть Н. Сухановой «Соседи», а в 1966-м Ростовское книжное издательство выпустило под этим названием отдельную книгу, в которую, кроме повести, вошли и рассказы.
Герои этой повести и рассказов — врачи, юристы, колхозники, студенты, школьники, домашние хозяйки — обыкновенные люди, духовная жизнь которых отличается актив¬ностью.
Произведения Н. Сухановой печатались в еженедельнике «Ли-тературная Россия», в коллективных сборниках Ростиздата и из-дательства «Молодая гвардия».
В 1971 году в издательстве «Молодая гвардия» выходит вто¬рая книга писательницы — «Когда становятся короче дни». В эту книгу вошли одноименная повесть, а также рассказы: «Лидия Алексеевна», «И ночь, и день» и другие.
В рецензии критика Н. Кузина «Наследники Лидии Алексеев¬ны» («Литературная газета», № 27, 1972, 5 июля) говорится: «Большинство героев ее произведений — простые люди, чаще все-го совсем молодые, еще подростки. Все они напряженно чувству¬ют пульс времени… Далеко не в одинаковых условиях проверяют свой человеческий и гражданский потенциал герои Сухановой… Но, что примечательно, в произведениях писательницы, при всей разновременности событий,— это глубокая вера героев в идеалы нашего общества, чистота нравственных поисков советских людей…»
Выходят книги Н. Сухановой в Ростове и в Москве: «Острый серп луны» (1974), «Кадриль» (1976), «Под частыми звездами» (1977), «Весеннее солнце зимы» (1981), «От всякого древа» (1984). В повестях и рассказах, составивших эти книги, писатель¬ницу увлекают не столько сюжетные завязки и ходы, сколько ис-следование душевных движений, мотивов поступков, взаимоотно-шения людей, стремление их к нравственному идеалу — то, что относится к внутреннему миру человека. Часто она рисует детей и подростков, людей, не определивших своего места в мире,— это дает ей возможность показать процесс становления личности. Пси-хологически бытописательской манере писательницы соответству¬ет доверительная интонация, лиризм.
Читателю известны также фантастические произведения Н. Су-хановой: повести «Ошибка размером в столетие» (1966) и «Учи¬тесь видеть сны» (1981), герои которых решают сложные нрав¬ственные проблемы, находясь в исключительных обстоятельствах.
Писательницей созданы несколько книг для детей: «В пещерах Мурозавра» (1978), «Многоэтажная планета» (1982), «Сказка о Юппи» (1984). В фантастических сюжетах и образах этих книг выражено детское поэтическое восприятие мира.
Н. Сухановой принадлежат очерки о писателях, ученых.
В 1981 году по одной из повестей телевидением был поставлен фильм «Прошлогодняя кадриль».
Наталья Алексеевна СУХАНОВА
02.
11.
2017
Автор: Бадругина Ольга
Нет комментариев