Украина и Россия имеют общую историю, а дружба народов, проживающих на этих территориях, всегда была неразрывна. Ведь не зря Киев называют «матерью городов русских» и рассматривают как колыбель восточнославянской православной цивилизации. Связь Украины и России прослеживается на протяжении столетий: вместе были и в трудные годы и в часы радости. Но что происходит сейчас?! Конфликты, агрессии, войны… События в Украине никого не оставляют равнодушным. Мы переживаем за наших друзей, родных и близких, всех граждан Украины. Нужно остановить весь этот ужас! Ведь мы должны сохранить общей нашу историю, не переписывая и не деля ее! Интерес к истории россиян и украинцев прослеживается в творчестве русских писателей.
Такие великие литераторы, как Н.В. Гоголь, Н.А. Некрасов, В.Г. Короленко, М.А. Булгаков родились на территории Украины. Другие русские писатели в своем творчестве неоднократно обращались к ней. Их привлекали украинские традиции, обряды, они показывали жизнь украинского народа. Так, например, А. Куприн и В. Короленко в своих произведениях изображали жизнь Западной Украины. Судьба А. Грина тоже тесно связана с Украиной. Он бывал в Киеве, Херсоне, но мечтал жить в тиши на берегу моря. Жители Феодосии берегут память о мечтателе, для которого этот город стал родным.
Если говорить об украинских традициях в творчестве русских писателей, прежде всего, вспоминается имя Николая Васильевича Гоголя. Великим Сорочинцам обязан Н.В. Гоголь своим рождением. Именно в Сорочинцах ежегодно проводится ярмарка, известная далеко за пределами Украины. Гоголь любил Полтаву, бывал во многих её живописных местах. Как прекрасны картины родной природы! Они восхищали, волновали, будили воображение писателя и воплотились потом в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». В этом произведении показано неповторимое богатство украинской природы, красота украинских легенд, песен, сказаний.
Еще с детских лет Гоголь интересовался героическим прошлым украинского народа, его традициями. Одна из моих любимых книг – повесть «Тарас Бульба». В этой повести рассказывается о Запорожской Сечи — героической и трагической странице в истории украинского народа. В захватывающем повествовании рассказывается о героической борьбе украинского народа за свое национальное освобождение, отражено великое время становления государственности Украины. В самом начале повести Гоголь раскрывает условия, при которых образовалась Запорожская Сечь и формировался вольный казачий характер. В противостояниях различным захватчикам выковывалась могучая и несгибаемая натура запорожцев. Часто, лишившись всего у себя на родине, люди приходили в Запорожье и становились настоящими воинами, защитниками веры и Отчизны: «Это было, точно, необыкновенное явление русской силы: его вышибло из народной груди огниво бед… Словом, русский характер получил здесь могучий, широкий размах, дюжую наружность» — все лучшие черты казачьего товарищества проявляются в критических ситуациях, на войне, во время сражений. Перечитывая повесть уже в сознательном возрасте, я обратила внимание на словосочетание «русская сила». У писателя много подобных уточнений. Никто тогда не отделял Украину от России даже в мыслях. Это был единый героический народ! Тогда воины с новой силой понимают, что для них «нет уз святее товарищества». В походе против «ляхов» Тарас Бульба призывает казаков не оставлять своих пленных собратьев в беде: «Ты хочешь, видно, чтобы мы не уважили первого, святого закона товарищества: оставили бы собратьев своих…Что ж мы такое? Спрашиваю я всех вас? Что ж за казак тот, который кинул в беде товарища, кинул его, как собаку пропасть на чужбине?»
Бульбу поддерживает и старейший казак Сечи, которого можно считать хранителем запорожских традиций, — Касьян Бовдюг: «Первый долг и первая честь казака есть соблюсти товарищество. Сколько ни живу я на веку, не слышал я, паны-братья, чтобы казак покинул где или продал как-нибудь своего товарища».
Решив разделиться, чтобы выручить своих и из польского плена, и из татарского, казаки по-братски прощаются друг с другом. Все они «перецеловываются» друг с другом, желая товарищам ратных подвигов. Но, в то же время, запорожцы прощаются со своими собратьями: неизвестно, кого и когда они встретят вновь. Об этом же думают и атаманы, повесив свои седые головы: на что ведут они славное казачество? На подвиг или погибель?
Суть казачьего товарищества раскрывает главный герой повести — Тарас Бульба. Перед трудным боем он напоминает об этом священном для всех запорожцев понятии, чтобы поднять боевой дух войска, вдохновить его на сражение: «Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в русской земле, не было таких товарищей…так любить, как русская душа, — любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал Бог, что ни есть в тебе… Нет, так любить никто не может!..»
Повесть строится на понятии казачьего братства, на огромной любви к Родине, к русским людям, на священном отношении к православной вере, к России. Оно строится на принципах гуманизма и справедливости: каждый казак с детства знает, что нельзя предавать, оставлять в беде своих товарищей. Несмотря ни на что, нужно стремиться помогать своим единоверцам, относиться ко всем казакам как к равным, защищать своих собратьев по оружию. Ведь Сечь собирала представителей разных народов!
Через всю жизнь пронес Гоголь любовь к Украине, возвращаясь к ней в произведениях «Вий», «Страшная месть».
Литературная карьера еще одного писателя Н.С. Лескова начинается в Киеве. Украинская действительность во многом определила тематику его ранних произведений. Среди киевских персонажей Лескова есть реальные личности (художники, поэты, журналисты, общественные деятели, духовенство всех рангов), судьба которых в той или иной степени была связана с украинской жизнью.
Говоря о связи русских писателей с Украиной, нельзя не вспомнить творчество И.А. Бунина. Именно в Украине произошло становление его как писателя и как человека. Он интересовался не только историей Украины, но и культурой народа, чертами национального характера, что нашло отражение во многих произведениях писателя. Бунин хорошо знал и ценил украинскую поэзию, переводил на русский язык стихотворения Т. Шевченко. Любовью к великому Кобзарю проникнуты строки бунинского рассказа «Казацким ходом».
Большую роль сыграл Киев в жизни М.А. Булгакова. Есть старый афоризм, который приписывают Гете: «Чтобы узнать поэта, надо побывать на его родине». Михаил Булгаков родился в Киеве. Описывая свой родной город в произведениях, писатель показывает его таким, каким видит, чувствует, воспринимает этот город он сам. Мы знаем пушкинскую Москву, Петербург Достоевского. Но перед нами встает и Киев Булгакова. Писатель не злоупотреблял написанием нарицательных имен с большой буквы. Но два нарицательных существительных он писал с заглавной буквы — Театр и Город. Булгаков упоминает Киев не только в своем первом романе «Белая гвардия», но и в «Мастере и Маргарите». Виктор Некрасов отправился по старому Киеву в поисках «дома Турбиных» — дома, где жил сам Булгаков. Теперь этот адрес хорошо известен, а лучшая квартира в доме-музее называется турбинской или булгаковской. Помнил М. Булгаков о Киеве всю жизнь, и Киев свято хранит память о великом земляке.
Многие русские писатели испытывали интерес к быту, традициям, культуре украинского народа, к богатой природе этого края. Описывая Украину, они сохранили память о многих ушедших в прошлое украинских традициях, а также обогатили русскую литературу украинским колоритом. Да и как же иначе? Два братских народа со славянскими корнями, родственными языками, традициями, религией, бытом не могут существовать друг без друга и никогда не станут врагами!
Нет комментариев