Главная » Новости » Живое наследие: как идентичность создает локальную экономику

Живое наследие: как идентичность создает локальную экономику

В рамках итогового форума «Сообщество» в Общественной палате РФ 31 октября состоялось заседание экспертной сессии «Живое наследие: как идентичность создает локальную экономику и формирует точки роста в российской глубинке».

Два региональных форума «Сообщество» — в Калининграде в 2018 году и в Мичуринске в 2019 году — были посвящены проблемам малых территорий и дали более полное понимание страны, считает председатель Комиссии Общественной палаты РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению Андрей Максимов.

«Наблюдения экспертов за развитием российской глубинки показали, что она не так хороша, как хотелось бы, в ней есть системные, глобальные проблемы, для преодоления которых сельским местностям и малым городам предстоит заново найти себя, найти экономическую основу. Без нормальной социальной атмосферы, социального самочувствия малые города не будут привлекательны для людей, жизнь в них не будет достаточно комфортной», — уверен он.

Одна из возможностей преодоления проблем заключается в обращении малых территорий к своему прошлому, в осмыслении и воодушевлении самих себя, попытке развития социального творчества, поиске новой локальной экономики, рассуждает Максимов.

«Мостик в будущее они прокладывают из прошлого. Рождая культурные бренды, развивая вокруг них туризм, экономику впечатлений, выпуск эксклюзивных товаров, гастрономию, города и села привлекают людей, в том числе из других стран. Поэтому на этой площадке мы обсуждаем, как использовать свой культурный потенциал, двигаться вперед, расти, а не сжиматься нашей российской глубинке», — пояснил член ОП РФ.

Андрей Максимов обратил внимание, что серьезным препятствием на пути развития локальных брендов является отсутствие информационного массива. Для преодоления этой проблемы Общественной палатой РФ был запущен информационный проект «Живое наследие», объединивший информацию о локальных брендах и уже выявивший топ-500 главных культурных брендов страны, нанесенных на карту — интернет-платформу проекта, рассказал он.

Одним из ярких примеров малых городов, который, вопреки всем проблемам, сумел найти нишу для развития, стал Мичуринск — модельный уездный город, как отзывался о нем известный географ и общественный деятель Петр Семенов-Тян-Шанский.

У большинства россиян город Мичуринск ассоциируются с именем великого ученого-селекционера Ивана Мичурина и знаменитыми мичуринскими яблоками, напомнил глава города-наукограда Мичуринска Максим Харников. Статус наукограда позволил городу развиваться как культурному и научному центру: здесь находится один из крупнейших в стране сельскохозяйственных вузов, научный центр имени Мичурина, центральная генетическая лаборатория, занимающаяся микробиологией и селекцией, рассказывает он. Кроме того, город имеет туристическое притяжение: люди приезжают попробовать яблоки, посмотреть храмы; здесь проходит всероссийская выставка «День садовода», фестиваль мичуринского яблока, создана единственная в России школа фермеров-садоводов и многое другое.

«Развитие Мичуринска как небольшого города, муниципального образования мы решаем в трех направлениях: создание инновационных площадок для развития предприятий, развитие туризма и внедрение науки в коммерциализацию», — поделился Максим Харников опытом.

Малые города пока не осознают важность своего представления для страны, не умеют жить, показывая свои возможности и достижения, не понимают, что может быть интересно другим и претендовать на роль эффективного бренда, убежден руководитель группы «ЦИРКОН» Игорь Задорин.

«Глубинная Россия глубока тем, что не всплывает на информационную поверхность. Нужно продвигать себя на информационном поле страны», — призывает он.

Пример информационного продвижения территорий привел член Комиссии Общественной палаты РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению, руководитель проекта #УзнайРоссию Леонид Шафиров, который рассказал о том, что сделано общественными организациями Ростовской области для продвижения локальных брендов региона.

По его словам, интересным контентом, получившим новую жизнь, стали рефераты и курсовые работы студентов и школьников — этот информационный материал использовала региональная Донская группа википедийцев для создания статей в Википедии. Пока это тот ресурс, который при поиске информации о достопримечательностях показывает наибольшую индексацию, выдачу информационного материала, говорит Шафиров.

Он также напомнил, что совсем недавно в Ростове-на-Дону прошел первый Международный конгресс волонтеров культуры и медиа, который собрал на своих площадках более тысячи человек, в том числе из других стран, и познакомил их с локальными брендами региона.

«Гости посетили пять основных площадок. Таганрог — родина Антона Чехова. Но это еще и родина Фаины Раневской — Андрей Максимов подсказал нам, как можно развивать этот бренд: провести фестиваль юмора, иронии и объявить Таганрог столицей российской иронии. Новочеркасск — столица казачества. Но это еще и столица белогвардейского движения, эмиграции — это неиспользованная и перспективная тема с точки зрения туристического потенциала. Старочеркасск — еще одна столица донского казачества. Будем продолжать работу, чтобы о наших локальных достопримечательностях знали не только в регионе, но и за его пределами, за рубежом; будем находить интересный контент и давать ему жизнь», — заверил Шафиров.

Опытом продвижения локальных культурных брендов поделился глава администрации города Уварово Владислав Денисов, который рассказал, как Уварово, старопромышленный город в Тамбовской области, в котором закрылось единственное градообразующее предприятие, пережил второе рождение, сделав акцент на вишне — знаковом символе культуры города. Гастрономический фестиваль «Вишневарово» стал стимулом горожанам для развития социальной и экономической инфраструктуры, ежегодно привлекает в город многочисленных гостей и содержит массу возможностей для дальнейшего продвижения бренда, уверен Денисов.

Участники форума поделились и другими интересными практиками возрождения традиций, сохранения или восстановления объектов культуры, привлечения инвесторов, достижения экономического эффекта.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 1 = 3