Развитие наставничества должно быть поддержано в федеральных приоритетных проектах
Так считают участники форума «Сообщество» В Южно-Сахалинске
Они обсудили меры, необходимые для его развития, а также узнали об итогах конкурса публикаций о наставниках в СМИ и блогах Дальневосточного федерального округа (ДФО). Кроме того, организатор и модератор секции член ОП РФ Леонид Шафиров проверил знания общественников о выдающихся наставниках, судьба которых связана с регионами ДФО.
«По мнению участников обсуждения, предоставление в рамках приоритетного федерального проекта целевых грантов тем школам, техникумам и вузам, которые совместно с базовыми предприятиями-шефами организуют обучение студентов и школьников профессиям, будет способствовать как росту производительности труда, так и поможет использовать в полной мере потенциал молодого поколения для развития родных городов и районов. Члены Комиссии ОП РФ по местному самоуправлению и территориальному развитию под председательством Андрея Максимова считают развитие наставничества фактором формирования человеческого капитала территорий», — прокомментировал результаты дискуссии Леонид Шафиров.
В ходе дискуссии участники пришли к выводу, что большая часть школьников и студентов, познакомившись с тем, как работают в разных отраслях их опытные земляки, найдя наставников, смогут раньше определиться со своей будущей профессией, останутся жить и работать по месту окончания учебы, быстрее смогут адаптироваться на новом рабочем месте. Предоставление таких целевых грантов учреждениям образования для реализации совместных профориентационных мероприятий с шефами — организациями из разных отраслей экономики также будет полезным для роста производительности труда, который, в свою очередь, является целью отдельного федерального приоритетного проекта.
Общественники считают, что очень важна передача знаний и навыков от мастеров подмастерьям в малом бизнесе, поэтому в рамках приоритетного проекта по развитию предпринимательства может быть предусмотрено субсидирование затрат предпринимателей на оборудование классов производственного обучения, на возмещение части затрат на поощрение мастеров-наставников, на организацию питания и проживания школьников и студентов во время трудовых семестров.
К этим выводам, а также к пониманию необходимости разработки и внедрения дополнительных мер поддержки развития наставничества общественники пришли, ознакомившись с опытом реализации федеральных проектов «Эстафета поколений» (инициатор — первый заместитель Секретаря ОП РФ Вячеслав Бочаров), «Узнай Россию. Познакомься с наставниками», «Наставники: не рядом, а вместе», «Воля и великодушие», а также узнав из информации модератора о результатах обсуждения, состоявшегося на форумах «Сообщество» в Ханты-Мансийске, Калининграде, ознакомившись с публикациями в СМИ и блогах о наставничестве, авторы которых стали победителями окружного конкурса ДФО.
В номинации «Лучший материал юнкора ДФО» победителем конкурса стала детская студия телевидения «Хабаровск», руководитель студии Михаил Коробицин, юнкор Наталья Мороз, ученица 10-го класса, и оператор Юлия Поликарпова, 9-й класс, которые в рамках проекта «Молодые лидеры» создали видеорепортаж о предпринимателе-наставнике Федоре Цуне.
В номинации «Лучший видеоматериал» победителем стал главный редактор «Невельских вестей» Сахалинской области Виталий Войко. Его новостной сюжет рассказывает об Олеге Ковальчуке — наставнике невельской команды казачат.
Лучшим интернет-ресурсом, публикующим материалы о наставничестве, признан сайт Амурского гуманитарно-педагогического государственного университета за серию интервью с наставниками в рамках проекта «Живая история Комсомольска-на-Амуре».
Отдельно члены жюри отметили большую работу обозревателя «Сахамедиа» Матрены Кондратьевой, которая много пишет о трудовых династиях и одаренных детях.
Ознакомившись с опытом общественников Якутии, представленным членом ОП Саха (Якутии) Леной Ефремовой, с результатами работы коллег из Сахалинской области, Хабаровского края, Амурской области, Приморского края, участники обсуждения отметили важность координации и межотраслевого взаимодействия на федеральном, региональном и муниципальном уровне для развитию наставничества в разных отраслях народного хозяйства, необходимость особого внимания к развитию наставничества детей, попавших в сложную жизненную ситуацию.
В целях помощи таким детям на высоком уровне организовано межотраслевое взаимодействие в Амурской области: несколько эффективных проектов реализовано в результате совместных усилий общественников, министерства социальной защиты населения региона при содействии благотворительных фондов «Искусство, наука и спорт», «Арифметика добра».
Общественники отдельно отметили положительный опыт институционализации наставничества как одного из мероприятий по реализации государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса Чукотского автономного округа на 2014–2020 годы»: организациям АПК предоставляются субсидии на возмещение затрат по стимулирующим выплатам наставниками учащихся образовательных учреждений в период прохождения практики и во время работы в летних трудовых отрядах при оленеводческих и морских в зверобойных бригадах.
Участники дискуссии дали оценку как подлежащему тиражированию другими регионами опыту Еврейской автономной области в части учреждения в качестве региональной награды почетного звания «Заслуженный наставник молодежи Еврейской автономной области».
Участники форума обратились к членам ОП РФ с просьбой организовать онлайн-курсы для подготовки волонтеров-наставников для работы в различных отраслях, отметили дефицит ресурсов у организаций социальной сферы, в малом бизнесе для обучения наставников.
Кроме того, общественники посчитали необходимым обратиться к руководству российских профессиональных союзов, союзов работодателей с просьбой предусматривать в коллективных договорах мероприятия по развитию наставничества, поощрение наставников, организацию учебных классов и мастерских на производстве.
Участники дискуссии посчитали необходимым развивать ровесническое наставничество в студенческой среде: в условиях сокращения количества лекционных часов, перевода части курсов в видеоформат заранее записанных преподавателями лекций помощь старшекурсников очень важна для многих студентов.
Общественники высоко оценили работу Агентства стратегических инициатив (АСИ) по развитию наставничества в интересах профессиональной ориентации детей, оставшихся без попечения родителей.
В заключительной части работы секции из числа участников были выявлены лучшие знатоки опыта выдающихся наставников прошлого и настоящего, работавших или работающих на территории ДФО. Набольшее количество правильных ответов на вопросы члена ОП РФ дали общественники из Сахалинского государственного университета и из города Корсакова. Пять победителей разделили между собой призовой фонд конкурса.
В формате экспресс-олимпиады прозвучали вопросы о Сергее Духовском — выдающемся военачальнике, государственном деятеле и просветителе, много сделавшем для Дальнего Востока, о Валерии Ганенко — последователе Макаренко, приморском наставнике и создателе военно-спортивного лагеря для ранее осужденных подростков в поселке Реттиховка и в Уссурийске, об уникальном образовательном интенсиве «Остров 10–21», который проходил на острове Русский, о знаменитом на все Приамурье учителе танцев Василии Казакове. Оператором проведения олимпиады являлась Общероссийская ассоциация почетных граждан, наставников и талантливой молодежи.
«Проведение экспресс-олимпиады и подготовительная работа к ней позволили организаторам и участникам вспомнить или познакомиться с биографиями выдающихся наставников, которые многое сделали для России и для Дальнего Востока в частности. Во время пленарного заседания форума “Сообщество” в Южно-Сахалинске поднимался вопрос о недостаточности знаний россиянами истории Дальнего Востока. Считаю проведение олимпиады конкретным вкладом общественников в решение этой проблемы», — отметил Леонид Шафиров.
Нет комментариев