ФИО
Липович Лев Борисович
Категория
Летчик военно-морской авиации, ветеран Великой Отечественной войны, председатель комиссии по работе с участниками Великой Отечественной войны Совета ветеранов Центрального района г. Хабаровска, почётный гражданин г. Хабаровска.
Место жизни
г. Хабаровск
Дата рождения
12/04/1917
Образование
В 20 лет окончил Керченский горно-металлургический техникум и параллельно заочно — Днепропетровский горно-металлургический институт. Сразу был призван в ряды Красной армии. На вопрос военкома «Где хочешь служить?», ответил не раздумывая: «Только в авиации». И получил направление в Ейское военно-морское авиационное училище. Выполнил более ста прыжков с парашютом. Училище окончил досрочно в 1939 г.
Трудовая биография
Прошёл советско-финляндскую войну 1939–1940 гг., сражался на фронтах Великой Отечественной войны, громил японцев на Дальнем Востоке; одновременно осваивал все типы боевых самолетов; а затем еще тридцать лет отдал гражданскому воздушному флоту. Без малого полвека летного стажа и почти сорок тысяч часов в воздухе. Вскоре летчику-наблюдателю с правом полета на истребителе Ил-16 Л. Б. Липовичу пришлось применить полученные навыки в бою: началась война с белофиннами. Десять боевых вылетов и два сбитых самолета — таков итог первой в его лётной биографии войны. Вернувшись с фронта, продолжил осваивать новую технику, скоростные и дальние бомбардировщики. Службу проходил на крымской авибазе. В первый день войны с гитлеровской Германией немцы двумя заходами своих бомбардировщиков уничтожили все самолеты авиабазы. Летал на разведывательном самолёте Р-5 в составе ВВС Черноморского флота, осваивал новые виды бомбардировщиков, транспортных военных самолетов; но с особенной теплотой он вспоминает Пе-2, грозный ночной пикирующий бомбардировщик с тремя пушками и семью пулеметами. Большую часть войны он был членом экипажа этой маневренной, грозной для врага машины. Находясь в составе одного из подразделений авиации Северного флота, сопровождал караваны транспортных судов, идущие из Великобритании на Балтику с грузами для защитников Ленинграда. Участвовал в воздушном сопровождении английских транспортов Либерти в Мурманск, защищая их от немецких подводных лодок. Перегонял американские морские бомбардировщики «Каталина» из Канады на Дальний Восток. Сделал три рейса над водами Тихого океана. День Победы встретил в Севастополе. После освобождения Крыма участвовал в возрождении летного поля в г. Саки, откуда начинал свой путь боевого летчика, и который немцы, отступая, привели в негодность. Отсюда штурман полка капитан Л. Б. Липович отправился на свою третью войну, на Дальний Восток. После этого довелось ему воевать в Северной Корее, помогали войскам освобождать захваченные территории. Аэрофлот нуждался в кадрах, и опытному штурману выбора не предоставили: по приказу Министра обороны из кабины пикировщика Пе-2 он пересел в кабину пассажирского Ли-2. Потом были Ил-12, Ил-14, Ан-10, Ан-12, Ил-18, Ан-24, Ан-26; и почти 30 лет службы в гражданской авиации. В 1980–2004 гг. работал в городской санэпидемстанции. Совместно с Горводоканалом занимался прокладкой основного коллектора по Амурскому и Уссурийскому бульварам. Было построено 32 канализационные станции и под них мощные очистные сооружения в Некрасовке.
Производственные достижения
Л. Б. Липович в годы Великой Отечественной войны совершил 135 боевых вылетов летчиком, штурманом, полковым флаг-штурманом. Летал в тыл врага, на партизанскую территорию, доставляя народным мстителям оружие и продовольствие. Он отдал небу 47 лет, пролетев 9 млн км и проведя в воздухе 36,5 тыс. часов (это почти 5 лет). Ему довелось осваивать новые дальневосточные трассы, учить летать молодых пилотов.
Трудовые и иные награды
Принимал участие в боях на Курской дуге, за что получил орден Красной Звезды из рук маршала Г. К. Жукова. За участие в освобождении корейского побережья получил второй орден Красной Звезды.
Дополнительно
Биография Л. Б. Липовича — готовый сценарий для захватывающего блокбастера, на котором с неподдельным энтузиазмом могла бы воспитываться современная молодежь. Л. Б. Липович родился 12 апреля 1917 г. в Крыму, в небольшом селе недалеко от Евпатории. Отец работал машинистом, мать воспитывала пятерых детей. После седьмого класса отец отвез его в школу-интернат г. Керчи. Мечта стать лётчиком привела Л. Липовича в местный аэроклуб при керченском ДОСААФ. Уже в 15 лет он начал летать на беспилотном планере, в 16 лет — на одномоторном тренировочном истребителе УТИ-2 . В октябре 1948 г. майор Л. Б. Липович ушёл в отставку, но с авиацией не расстался. Собирался вернуться на родину, в Крым. Но был оставлен на Дальнем Востоке, в Хабаровске; направлен в гражданский воздушный флот, который тогда еще оставался военизированной организацией. И только в 1979 г., в возрасте 62 лет, Л. Б. Липович оставил летную работу, последний раз на самолете в качестве штурмана поднялся в небо. Продолжил трудиться в другой, не менее важной для края отрасли. И сегодня полковник в отставке Л. Б. Липович остается в строю. У него беспокойный, деятельный характер. Все время ищет для себя занятие, стремится быть полезным людям. Работает в Совете ветеранов Центрального района г. Хабаровска, возглавляет в нём одну из комиссий. Охотно встречается со школьниками, студентами, курсантами, отвечает на их вопросы, и не устает повторять, как важны для человека общение, патриотизм, здоровый образ жизни и спорт, на своем примере демонстрируя их положительное влияние. «Каждое утро по полчаса занимаюсь усиленной физзарядкой — с отжиманиями, гантелями и холодным душем. Это для тела. Главное правило для души: жить для народа и общаться с народом. Общение с людьми — это и есть жизнь». Таково жизненное кредо Льва Борисовича Липовича.
Дата присвоения официального статуса, решение представительного органа местного самоуправления
Звание «Почетный гражданин города Хабаровска» присвоено 29 апреля 2008 г. за большую подвижническую, патриотическую работу с детьми и молодежью по формированию ценностных ориентаций, позитивных жизненных установок.
Нет комментариев