ФИО
Кошелева Нина Львовна
Категория
Ветеран Крайнего Севера, заслуженный работник культуры РСФСР, почетный гражданин города Магадана
Место жизни
г. Магадан
Дата рождения
20/08/1936
Образование
В 1958 году с отличием окончила Ленинградский библиотечный институт имени Н.К. Крупской.
Трудовая биография
После выпуска работала в Иркутской областной библиотеке.
В Магадане Нина Львовна трудовую деятельность начинала в качестве библиографа областной универсальной научной библиотеки имени А.С. Пушкина, затем стала заместителем директора по научной части, а с 1974 года - директором библиотеки.
В Магадане Нина Львовна трудовую деятельность начинала в качестве библиографа областной универсальной научной библиотеки имени А.С. Пушкина, затем стала заместителем директора по научной части, а с 1974 года - директором библиотеки.
Производственные достижения
Н.Л. Кошелева внесла большой вклад в развитие библиотечного дела. Под ее руководством была создана разветвленная сеть библиотек в районах области. Она создала полный систематизированный путеводитель по литературе о Крайнем Северо-Востоке, сектор литературы на иностранных языках. Просветительская деятельность Нины Львовны, ее активное участие в жизни города способствовали созданию при областной библиотеке Клуба творческой интеллигенции, галереи работ магаданских художников.
Трудовые и иные награды
Заслуги Нины Львовны отмечены званием «Заслуженный работник культуры РСФСР», орденом Дружбы народов, медалью «За доблестный труд».
Дополнительно
В Магадане живет и работает с 1961 года.
«В Магадан я прилетела в декабре 1961 года. Наш маленький самолетик приземлился в аэропорту на 13-м километре Колымской трассы. Когда вышла на летное поле, то перепугалась. Было очень холодно. Меня страшили сопки. В общем, никакого восторга не испытывала. Мне казалось: вот заманили черт знает куда и бросили. Но время показало, как я ошиблась», – признается Нина Львовна.
Окончив институт, попала она по направлению в Иркутск. После Ленинграда, где каждую неделю бегала в театр, где не пропускала ни одной художественной выставки, показался он ей очень уж провинциальным городом.
– В библиотеке работали одни сибирячки. У всех были огромные огороды, – рассказывала Нина Львовна. – Какие тут выставки. Народ смотрел на нас, девятерых ленинградских девчонок, как на взрывателей общественного спокойствия. Поэтому, когда получила приглашение на работу от своего бывшего преподавателя – Елены Сергеевны Малаховской, которую обстоятельства заставили оставить любимый институт, переехать на Колыму и возглавить в Магадане областную библиотеку, я сразу ответила согласием.
И первое же знакомство с людьми, с будущими коллегами утвердили меня в том, что попала я в дружную семью. Библиотека своего отдельного здания тогда еще не имела, и мы, трое библиографов, занимали комнату в музыкально-драматическом театре, которую потом отдали под театральный буфет. Рядом с ней был крохотный читальный зал. И поскольку желающих поработать там было куда больше, чем мог он вместить, многие читатели терпеливо ждали, когда мы уйдем домой, чтоб расположиться за нашими столами...
Научная общественность уже долгое время доказывала необходимость возрождения в стране краеведения, которое власть в середине 30-х годов нещадно разгромила.
На Колыме стратегию создания краеведческого аппарата определила Неля Златина. Она настояла на комплексной обработке всех поступавших в область печатных источников. Создание краеведческой картотеки стало главным «магаданским» делом и для Кошелевой.
Кроме специального литературного каталога она с коллегами стала вести картотеки персоналий, исторических событий, местных периодических изданий – словом, формировала множество тематических ответвлений. Общее дело приумножил и уникальный аннотированный библиографический справочник Кошелевой «Художественная литература о Магаданской области».
Но самое главное – при Кошелевой библиотека превратилась в Магадане в центр культурной жизни.
– Когда я приехала, – вспоминает Нина Львовна, – город обходился, к моему большому сожалению, без художественных выставок. Но здесь зато был очень интересный театр.
Особенно блистала оперетта, славу которой составляли бывшие лагерные артисты. И все мы - учителя, журналисты, поэты – очень хотели общения. У нас была насыщенная и, если так можно сказать, нестандартная жизнь. Помню, когда по городу прошел слух, что в космический полет отправилась первая женщина, мой муж, Виктор Кошелев, среди ночи побежал в редакцию «Магаданского комсомольца» рисовать для очередного номера газеты плакат. Я была беременная, но тоже не усидела дома, помчалась вслед за мужем.
«Нестандартная» жизнь и такой же характер подтолкнули Нину Львовну к созданию при областной библиотеки клуба творческой интеллигенции, который действует и по сей день.
К слову сказать, мало кто в России знает, что магаданские библиотекари под верховенством Нины Львовны за последние полвека сформировали, пожалуй, самую лучшую на северо-востоке художественную коллекцию, начало которой положил портрет Пушкина работы неизвестного лагерного художника. (Как утверждают специалисты, портрет, вероятно, был сделан в конце 40-х годов, сейчас он украшает вестибюль библиотеки).
Затем к этому портрету добавилась серия линогравюр великого колымского сидельца Дмитрия Брюханова. Естественно, очень много работ подарил библиотеке муж ее директора, Виктор Кошелев (кстати, это был единственный художник в Магадане, у коего в свое время закупил несколько офортов Государственный Русский музей). Позже принесли свои картины Валерий Цирценс, Александр Пилипенко, Константин Кузьминых...
...Видимо, многолетнее «проживание» в театре заставило библиотекарей, по сути, открыть собственный концертный зал. Здесь выступало столько мировых известностей, что перечислить всех просто невозможно. Но библиотекари (и читатели – тоже) гордятся не только заезжими классиками.
Им особенно дорого имя джазового пианиста Евгения Чернонога. Будучи студентом магаданского музыкального училища, он до своего переезда в Америку часто давал в библиотеке сольные концерты, на которые собиралась вся городская интеллигенция.
– А вот с созданием паркового ансамбля у здания, к сожалению, – сетует Нина Львовна, – пока ничего не получилось. – Сколько лет вынашивала идею создать памятник Пушкину, расставить фигуры из «Евгения Онегина», установить светильники в петербургском стиле – словом, облагородить пустующие возле книжного храма земли, – пока не получилось...
«В Магадан я прилетела в декабре 1961 года. Наш маленький самолетик приземлился в аэропорту на 13-м километре Колымской трассы. Когда вышла на летное поле, то перепугалась. Было очень холодно. Меня страшили сопки. В общем, никакого восторга не испытывала. Мне казалось: вот заманили черт знает куда и бросили. Но время показало, как я ошиблась», – признается Нина Львовна.
Окончив институт, попала она по направлению в Иркутск. После Ленинграда, где каждую неделю бегала в театр, где не пропускала ни одной художественной выставки, показался он ей очень уж провинциальным городом.
– В библиотеке работали одни сибирячки. У всех были огромные огороды, – рассказывала Нина Львовна. – Какие тут выставки. Народ смотрел на нас, девятерых ленинградских девчонок, как на взрывателей общественного спокойствия. Поэтому, когда получила приглашение на работу от своего бывшего преподавателя – Елены Сергеевны Малаховской, которую обстоятельства заставили оставить любимый институт, переехать на Колыму и возглавить в Магадане областную библиотеку, я сразу ответила согласием.
И первое же знакомство с людьми, с будущими коллегами утвердили меня в том, что попала я в дружную семью. Библиотека своего отдельного здания тогда еще не имела, и мы, трое библиографов, занимали комнату в музыкально-драматическом театре, которую потом отдали под театральный буфет. Рядом с ней был крохотный читальный зал. И поскольку желающих поработать там было куда больше, чем мог он вместить, многие читатели терпеливо ждали, когда мы уйдем домой, чтоб расположиться за нашими столами...
Научная общественность уже долгое время доказывала необходимость возрождения в стране краеведения, которое власть в середине 30-х годов нещадно разгромила.
На Колыме стратегию создания краеведческого аппарата определила Неля Златина. Она настояла на комплексной обработке всех поступавших в область печатных источников. Создание краеведческой картотеки стало главным «магаданским» делом и для Кошелевой.
Кроме специального литературного каталога она с коллегами стала вести картотеки персоналий, исторических событий, местных периодических изданий – словом, формировала множество тематических ответвлений. Общее дело приумножил и уникальный аннотированный библиографический справочник Кошелевой «Художественная литература о Магаданской области».
Но самое главное – при Кошелевой библиотека превратилась в Магадане в центр культурной жизни.
– Когда я приехала, – вспоминает Нина Львовна, – город обходился, к моему большому сожалению, без художественных выставок. Но здесь зато был очень интересный театр.
Особенно блистала оперетта, славу которой составляли бывшие лагерные артисты. И все мы - учителя, журналисты, поэты – очень хотели общения. У нас была насыщенная и, если так можно сказать, нестандартная жизнь. Помню, когда по городу прошел слух, что в космический полет отправилась первая женщина, мой муж, Виктор Кошелев, среди ночи побежал в редакцию «Магаданского комсомольца» рисовать для очередного номера газеты плакат. Я была беременная, но тоже не усидела дома, помчалась вслед за мужем.
«Нестандартная» жизнь и такой же характер подтолкнули Нину Львовну к созданию при областной библиотеки клуба творческой интеллигенции, который действует и по сей день.
К слову сказать, мало кто в России знает, что магаданские библиотекари под верховенством Нины Львовны за последние полвека сформировали, пожалуй, самую лучшую на северо-востоке художественную коллекцию, начало которой положил портрет Пушкина работы неизвестного лагерного художника. (Как утверждают специалисты, портрет, вероятно, был сделан в конце 40-х годов, сейчас он украшает вестибюль библиотеки).
Затем к этому портрету добавилась серия линогравюр великого колымского сидельца Дмитрия Брюханова. Естественно, очень много работ подарил библиотеке муж ее директора, Виктор Кошелев (кстати, это был единственный художник в Магадане, у коего в свое время закупил несколько офортов Государственный Русский музей). Позже принесли свои картины Валерий Цирценс, Александр Пилипенко, Константин Кузьминых...
...Видимо, многолетнее «проживание» в театре заставило библиотекарей, по сути, открыть собственный концертный зал. Здесь выступало столько мировых известностей, что перечислить всех просто невозможно. Но библиотекари (и читатели – тоже) гордятся не только заезжими классиками.
Им особенно дорого имя джазового пианиста Евгения Чернонога. Будучи студентом магаданского музыкального училища, он до своего переезда в Америку часто давал в библиотеке сольные концерты, на которые собиралась вся городская интеллигенция.
– А вот с созданием паркового ансамбля у здания, к сожалению, – сетует Нина Львовна, – пока ничего не получилось. – Сколько лет вынашивала идею создать памятник Пушкину, расставить фигуры из «Евгения Онегина», установить светильники в петербургском стиле – словом, облагородить пустующие возле книжного храма земли, – пока не получилось...
Дата присвоения официального статуса, решение представительного органа местного самоуправления
В 1999 году она удостоена звания почетного гражданина города Магадана.
Нет комментариев