ФИО
Ефанов Алексей Михайлович
Категория
Почётный гражданин г. Магадана.
Место жизни
г. Магадан
Дата рождения
1909
Трудовая биография
Прошло тридцать лет, как Магадан стал городом, а Ефанов приехал сюда, когда он был еще поселком. Шел 1938 год. Вся страна в стройках, везде работы непочатый край, а молодежь все же несло куда-то подальше от дома, туда, где казалось ей интересней.
Сначала Ефанову выпало работать на автобазе, но через несколько месяцев перевели его на авторемонтный завод мастером моторного отделения. На АРЗе в то время не только ЗИСы и челябинские тракторы ремонтировали, но и выпуск горного оборудования налаживали - лебедок, ковшей, грохотов...
Специалистов не хватало, и через пару лет Алексей Ефанов стал уже старшим техником-конструктором техотдела завода, а еще через год был назначен инженером по техническим условиям.
Трудовую деятельность начал здесь на автобазе LI6, затем был переведен на авторемонтный завод в Магадане. До 1943 года работал здесь мастером моторного отделения, техником-конструктором, инженером по техническим условиям.
Война и за тысячи километров от фронта многое перестроила на свой лад. Лишь имеющим военную специальность заводчанам разрешено было выехать на фронт. Оставшимся пришлось выполнять нормы и за воевавших друзей. На АРЗе, как и повсюду, стали создаваться фронтовые бригады. Началось движение за совмещение профессий. Закончив работу в отделах, работники управления, инженеры шли к станкам.
В 1943 году вместе с другими работниками АРЗа внес личные средства на строительство танков и в числе тридцати тружеников Дальстроя получил разрешение на призыв в действующую армию.
После ускоренного окончания Челябинского танкового училища принимал участие в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны, был тяжело контужен.
...Закончилась война. Алексей устроился на работу в Москве. А в мыслях все время возвращался в Магадан, в ту фронтовую арзовскую бригаду, на тот завод, где закалился его характер. Врачи не разрешали ему ехать на Север, на лечение контузии требовались долгие годы.
Только в 1955 году Алексей Михайлович Ефанов снова попал в далекий город. И еще многие годы он возвращался с завода домой лишь поздним вечером...
В 1955 году после длительного лечения вернулся в Магадан. До выхода на пенсию в 1971 году работал начальником бюро инструментального хозяйства на Магаданском ремонтно-механическом заводе.
Сначала Ефанову выпало работать на автобазе, но через несколько месяцев перевели его на авторемонтный завод мастером моторного отделения. На АРЗе в то время не только ЗИСы и челябинские тракторы ремонтировали, но и выпуск горного оборудования налаживали - лебедок, ковшей, грохотов...
Специалистов не хватало, и через пару лет Алексей Ефанов стал уже старшим техником-конструктором техотдела завода, а еще через год был назначен инженером по техническим условиям.
Трудовую деятельность начал здесь на автобазе LI6, затем был переведен на авторемонтный завод в Магадане. До 1943 года работал здесь мастером моторного отделения, техником-конструктором, инженером по техническим условиям.
Война и за тысячи километров от фронта многое перестроила на свой лад. Лишь имеющим военную специальность заводчанам разрешено было выехать на фронт. Оставшимся пришлось выполнять нормы и за воевавших друзей. На АРЗе, как и повсюду, стали создаваться фронтовые бригады. Началось движение за совмещение профессий. Закончив работу в отделах, работники управления, инженеры шли к станкам.
В 1943 году вместе с другими работниками АРЗа внес личные средства на строительство танков и в числе тридцати тружеников Дальстроя получил разрешение на призыв в действующую армию.
После ускоренного окончания Челябинского танкового училища принимал участие в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны, был тяжело контужен.
...Закончилась война. Алексей устроился на работу в Москве. А в мыслях все время возвращался в Магадан, в ту фронтовую арзовскую бригаду, на тот завод, где закалился его характер. Врачи не разрешали ему ехать на Север, на лечение контузии требовались долгие годы.
Только в 1955 году Алексей Михайлович Ефанов снова попал в далекий город. И еще многие годы он возвращался с завода домой лишь поздним вечером...
В 1955 году после длительного лечения вернулся в Магадан. До выхода на пенсию в 1971 году работал начальником бюро инструментального хозяйства на Магаданском ремонтно-механическом заводе.
Производственные достижения
Военных знаний было маловато -всего лишь курсы, пройденные в народном ополчении, поэтому всю группу отправили в Челябинское танковое училище. Колымчан там прозвали «собственниками», поскольку воевать они собрались на танках, построенных за их личные сбережения. С этим прозвищем и ушли на передовую...
Наступило лето сорок четвертого. Бои шли в Восточной Пруссии, где и пришлось принимать боевое крещение Алексею Ефанову при штурме крепости близ местечка Осовец.
...Через смотровую щель Ефанов видел, как на дороге показалась немецкая колонна. Впереди «Тигры», за ними автоматчики. Секунды казались бесконечными. Наконец первый вражеский танк поравнялся с засадой. «Огонь!» и один за другим полетели снаряды из танка Ефанова. С головной машины слетела гусеница, «Тигр» завертелся на месте, взметая фонтаны грязи. Черный дым окутал машину. Еще два немецких танка были подбиты из засады...
Но и в крепости засекли рощицу, из которой вели огонь танкисты, и вскоре вздыбилась здесь земля от шквального обстрела. Пришлось отходить. С трудом добравшись до наших позиций, Ефанов последним выбрался из перегревшегося танка, осмотрел его и в изнеможении опустился на землю.
В этот момент к нему подбежал полковник. «Что-то непонятное творится слева от шоссе. Ефанов, заводи!».
Машина вновь мчалась к крепости. Свернула налево и под градом снарядов начала пробираться к той самой рощице, откуда недавно Ефанов лишь чудом вывел свой танк из кромешного ада.
В сотне метров он заметил две тридцатьчетверки, увязших в болоте. Когда подошли поближе, Алексей увидел, что у одного танка разворотило броню, повредило ствол пушки. Гусеницы все больше погружались в трясину. Второй танк старался спасти поврежденную машину. Прикрыв ее корпусом своего танка, Ефанов помог отбуксировать соседа к шоссе. И тут мир погрузился в темноту. «Все! Конец!» -было последней мыслью Ефанова.
На следующий день Осовец все же взяли. Но об этом Алексей узнал лишь в госпитале, где, кстати, получил известие и о том, что за мужество, проявленное при взятии крепости, он награжден орденом.
Наступило лето сорок четвертого. Бои шли в Восточной Пруссии, где и пришлось принимать боевое крещение Алексею Ефанову при штурме крепости близ местечка Осовец.
...Через смотровую щель Ефанов видел, как на дороге показалась немецкая колонна. Впереди «Тигры», за ними автоматчики. Секунды казались бесконечными. Наконец первый вражеский танк поравнялся с засадой. «Огонь!» и один за другим полетели снаряды из танка Ефанова. С головной машины слетела гусеница, «Тигр» завертелся на месте, взметая фонтаны грязи. Черный дым окутал машину. Еще два немецких танка были подбиты из засады...
Но и в крепости засекли рощицу, из которой вели огонь танкисты, и вскоре вздыбилась здесь земля от шквального обстрела. Пришлось отходить. С трудом добравшись до наших позиций, Ефанов последним выбрался из перегревшегося танка, осмотрел его и в изнеможении опустился на землю.
В этот момент к нему подбежал полковник. «Что-то непонятное творится слева от шоссе. Ефанов, заводи!».
Машина вновь мчалась к крепости. Свернула налево и под градом снарядов начала пробираться к той самой рощице, откуда недавно Ефанов лишь чудом вывел свой танк из кромешного ада.
В сотне метров он заметил две тридцатьчетверки, увязших в болоте. Когда подошли поближе, Алексей увидел, что у одного танка разворотило броню, повредило ствол пушки. Гусеницы все больше погружались в трясину. Второй танк старался спасти поврежденную машину. Прикрыв ее корпусом своего танка, Ефанов помог отбуксировать соседа к шоссе. И тут мир погрузился в темноту. «Все! Конец!» -было последней мыслью Ефанова.
На следующий день Осовец все же взяли. Но об этом Алексей узнал лишь в госпитале, где, кстати, получил известие и о том, что за мужество, проявленное при взятии крепости, он награжден орденом.
Трудовые и иные награды
За мужество и героизм награжден орденом Отечественной войны II степени.
Дополнительно
Родился в Москве. В ноябре 1938 года приехал в Магадан.
Дата присвоения официального статуса, решение представительного органа местного самоуправления
Звания «Почетный гражданин города Магадана» удостоен 10 июля 1969 года.
Нет комментариев