Категория
Главнокомандующий Военно-Воздушными Силами Вооружённых Сил Российской Федерации, генерал армии.
Место жизни
Ростовская область
Дата рождения
14/12/1937
Образование
После окончания семи классов школы как в 1951 году как сын погибшего фронтовика был принят в Харьковскую спецшколу ВВС, которую окончил в 1955 году. В Советской Армии с августа 1955 года. В 1957 году окончил Балашовское военное авиационное училище лётчиков. Начинал военную службу на Дальнем Востоке и в Арктике. Служил в частях Дальней авиации, где прошёл все ступени лётной службы. В 1965-1969 годах учился в Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина. После её окончания продолжал служить в Дальней авиации. В 1980 году поступил, а в 1982 году окончил с золотой медалью Военную академию Генерального штаба Вооружённых сил СССР.
Трудовая биография
С декабря 1957 года - правый лётчик - помощник командира экипажа военно-транспортного самолёта Ли-2 (аэродром Белая, Забайкальский военный округ), с апреля 1958 года - лётчик-штурман 104-й отдельной транспортной авиационной эскадрильи (аэродром Завитая, Дальневосточный военный округ), с сентября 1959 года - правый лётчик там же. С марта 1960 года - помощник командира корабля 1229-го тяжелого бомбардировочного авиационного полка в Забайкальском военном округе, с этого времени летал на реактивных бомбардировщиках. В апреле-октябре 1962 года - слушатель лётного центра боевого применения и подготовки командиров кораблей в Рязани. В октябре 1962 года назначен пилотом спецгруппы 205-го авиаотряда Северного управления Гражданской авиации (Ленинград). С ноября 1963 года - командир корабля 200-го гвардейского и 111-го гвардейского тяжёлых бомбардировочных авиационных полков 22-й тяжелой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней авиации (Бобруйск).
С июня 1969 года - заместитель командира авиационной эскадрильи в 260-м тяжелом бомбардировочном авиационном полку 15-й гвардейской тяжелой бомбардировочной авиационной дивизии (Белая Церковь, Киевская область), с мая 1970 года - командир авиационной эскадрильи 251-го гвардейского тяжелого бомбардировочного авиационного полка той же дивизии. В августе 1971-январе 1973 года - заместитель командира по лётной подготовке 184-го гвардейского тяжелого бомбардировочного авиационного полка 130й гвардейской тяжелой бомбардировочной авиационной дивизии (Прилуки, Черниговская область). В январе-мае 1973 года - командир 226-го отдельного гвардейского авиационного полка специального назначения 2-го гвардейского отдельного тяжелого бомбардировочного корпуса Дальней авиации (Полтава), в мае 1973 - ноябре 1975 года - командир 185-го гвардейского тяжёлого бомбардировочного полка 13-й гвардейской тяжелой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней авиации (Полтава), в ноябре 1975-ноябре 1977 года - заместитель командира 13-й гвардейской тяжелой бомбардировочной авиационной дивизии в Полтаве. В ноябре 1977-августе 1980 года - командир 55-й тяжелой авиационной дивизии 8-го отдельного тяжелого бомбардировочного авиационного корпуса Дальней авиации (Воздвиженка, Приморский край).
В июне 1982-июле 1984 года - заместитель командующего по боевой подготовке, в июле 1984-августе 1985 года – первый заместитель командующего 37-й воздушной армией Дальней авиации, в августе 1985-мае 1988 года – командующий 37-й воздушной армией стратегического назначения (город Москва). В 1985-1987 годах стратегические ракетоносцы этой армии несли воздушное боевое дежурство у берегов США и Канады в ответ на размещение американских ракет средней дальности в Европе. В мае 1988 - октябре 1990 года - командующий Дальней авиацией, в октябре 1990-августе 1991 - первый заместитель Главнокомандующего Военно-Воздушными Силами СССР.
B августе 1991 года, после назначения тогдашнего Главкома ВВС Е.И. Шапошникова министром обороны СССР, Дейнекин был назначен Главнокомандующим Военно-Воздушными Силами – заместителем министра обороны СССР. После распада СССР в феврале 1992 года назначен на пост Главнокомандующего Военно-Воздушными Силами государств – участников Содружества независимых государств. В мае 1992 года было создано Министерство обороны РФ, и после организационного периода в сентябре 1992 года Дейнекин стал первым в истории Российской Федерации Главнокомандующим Военно-Воздушными Силами РФ.
В феврале 1998 года Дейнекин был уволен в отставку по достижению предельного возраста нахождения на военной службе. С сентября 1998 года работал в Администрации Президента Российской Федерации начальником Управления по вопросам казачества. В феврале 2003 года освобождён от этой должности в связи с упразднением Управления.
С 2003 года - вице-президент страховой компании ЗАО «Авикос», также с 2003 года являлся председателем Совета директоров ОАО СО «Афес». С 2010 года - вице-президент ОАО «Альфастрахование». Кроме того, с декабря 2011 года - председатель Общественного совета при Федеральном агентстве воздушного транспорта.
Заслуженный военный лётчик СССР (1984), доктор военных наук (1996), профессор, действительный государственный советник Российской Федерации 1-го класса (17.09.1998).
Воинские звания:
генерал-майор авиации (1979),
генерал-лейтенант авиации (1987),
генерал-полковник авиации (1991),
генерал армии (13.06.1996).
С июня 1969 года - заместитель командира авиационной эскадрильи в 260-м тяжелом бомбардировочном авиационном полку 15-й гвардейской тяжелой бомбардировочной авиационной дивизии (Белая Церковь, Киевская область), с мая 1970 года - командир авиационной эскадрильи 251-го гвардейского тяжелого бомбардировочного авиационного полка той же дивизии. В августе 1971-январе 1973 года - заместитель командира по лётной подготовке 184-го гвардейского тяжелого бомбардировочного авиационного полка 130й гвардейской тяжелой бомбардировочной авиационной дивизии (Прилуки, Черниговская область). В январе-мае 1973 года - командир 226-го отдельного гвардейского авиационного полка специального назначения 2-го гвардейского отдельного тяжелого бомбардировочного корпуса Дальней авиации (Полтава), в мае 1973 - ноябре 1975 года - командир 185-го гвардейского тяжёлого бомбардировочного полка 13-й гвардейской тяжелой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней авиации (Полтава), в ноябре 1975-ноябре 1977 года - заместитель командира 13-й гвардейской тяжелой бомбардировочной авиационной дивизии в Полтаве. В ноябре 1977-августе 1980 года - командир 55-й тяжелой авиационной дивизии 8-го отдельного тяжелого бомбардировочного авиационного корпуса Дальней авиации (Воздвиженка, Приморский край).
В июне 1982-июле 1984 года - заместитель командующего по боевой подготовке, в июле 1984-августе 1985 года – первый заместитель командующего 37-й воздушной армией Дальней авиации, в августе 1985-мае 1988 года – командующий 37-й воздушной армией стратегического назначения (город Москва). В 1985-1987 годах стратегические ракетоносцы этой армии несли воздушное боевое дежурство у берегов США и Канады в ответ на размещение американских ракет средней дальности в Европе. В мае 1988 - октябре 1990 года - командующий Дальней авиацией, в октябре 1990-августе 1991 - первый заместитель Главнокомандующего Военно-Воздушными Силами СССР.
B августе 1991 года, после назначения тогдашнего Главкома ВВС Е.И. Шапошникова министром обороны СССР, Дейнекин был назначен Главнокомандующим Военно-Воздушными Силами – заместителем министра обороны СССР. После распада СССР в феврале 1992 года назначен на пост Главнокомандующего Военно-Воздушными Силами государств – участников Содружества независимых государств. В мае 1992 года было создано Министерство обороны РФ, и после организационного периода в сентябре 1992 года Дейнекин стал первым в истории Российской Федерации Главнокомандующим Военно-Воздушными Силами РФ.
В феврале 1998 года Дейнекин был уволен в отставку по достижению предельного возраста нахождения на военной службе. С сентября 1998 года работал в Администрации Президента Российской Федерации начальником Управления по вопросам казачества. В феврале 2003 года освобождён от этой должности в связи с упразднением Управления.
С 2003 года - вице-президент страховой компании ЗАО «Авикос», также с 2003 года являлся председателем Совета директоров ОАО СО «Афес». С 2010 года - вице-президент ОАО «Альфастрахование». Кроме того, с декабря 2011 года - председатель Общественного совета при Федеральном агентстве воздушного транспорта.
Заслуженный военный лётчик СССР (1984), доктор военных наук (1996), профессор, действительный государственный советник Российской Федерации 1-го класса (17.09.1998).
Воинские звания:
генерал-майор авиации (1979),
генерал-лейтенант авиации (1987),
генерал-полковник авиации (1991),
генерал армии (13.06.1996).
Производственные достижения
Генерал Дейнекин принимал участие в «установлении конституционного порядка в Чеченской республике» (так по официальной терминологии тех лет именовалась Первая чеченская война 1994-1996 годов). Ранее за всю военную службу ему не приходилось участвовать в боевых действиях и это, несомненно, отразилось на руководстве боевыми операциями с его стороны. Хотя начало было удачным – несколькими массированными налётами была уничтожена на аэродромах вся авиация чеченских боевиков (266 единиц самолётов и вертолётов), подавлены стационарные зенитные ракетные комплексы. Джохару Дудаеву по этому поводу приписывается слова: «Поздравляю с завоеванием господства в воздухе, но воевать мы будем на земле». К сожалению, дальнейшие действия российской авиации оставляют желать лучшего. Повсеместным явлением стали слабая координация действий авиации и других родов войск, отсутствие авиаподдержки наземных частей в сложных боевых ситуациях. Нередким явлением стали удары по своим же войскам (так, 1 января 1995 года в Грозном ударом штурмовиков по российским мотострелковым частям уничтожено 3 танка, погибло несколько танкистов во главе с Героем Российской Федерации капитаном Сергеем Курносенко). Часто вместо скоплений боевиков бомбы падали на мирное население. К 1996 году ряд уроков был извлечён и многие военные специалисты отмечают повышение результативности российской авиации к концу войны, но все недостатки ликвидировать не удалось.
П.С. Дейнекин имеет налёт свыше 5000 часов, освоил до 20 типов машин, в том числе стратегические бомбардировщики Ту-16, Ту-22, Ту-95, Ту-160, американский В-1В. Летал практически до окончания военной службы. Лично возглавил строй воздушного парада в день 50-летия Великой Победы в Москве 9 мая 1995 года за штурвалом одного из самолётов.
П.С. Дейнекин имеет налёт свыше 5000 часов, освоил до 20 типов машин, в том числе стратегические бомбардировщики Ту-16, Ту-22, Ту-95, Ту-160, американский В-1В. Летал практически до окончания военной службы. Лично возглавил строй воздушного парада в день 50-летия Великой Победы в Москве 9 мая 1995 года за штурвалом одного из самолётов.
Трудовые и иные награды
За большие заслуги в освоении новой техники Указом Президента Российской Федерации от 22 августа 1997 года генералу армии Дейнекину Петру Степановичу присвоено звание Героя Российской Федерации.
Награждён советскими орденами «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 2-й (1980) и 3-й (1975) степеней, орденом «За военные заслуги» (Российская Федерация, 1996), медалью Нестерова (Российская Федерация), другими медалями, а также орденами и медалями иностранных государств.
Имя Героя присвоено Лукичевской средней школы Милютинского района Ростовской области (2001).
Награждён советскими орденами «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 2-й (1980) и 3-й (1975) степеней, орденом «За военные заслуги» (Российская Федерация, 1996), медалью Нестерова (Российская Федерация), другими медалями, а также орденами и медалями иностранных государств.
Имя Героя присвоено Лукичевской средней школы Милютинского района Ростовской области (2001).
Дополнительно
Родился в городе Морозовск (по другим данным - на хуторе Лукичи станицы Милютинской Милютинского района) Ростовской области. Из семьи учителей. Русский. В детстве пережил немецкую оккупацию. Отец погиб во время учёбы в военном авиационном училище при выполнении парашютных прыжков.
С декабря 1944 года с матерью жил в Львове.
Автор мемуаров «Проверено небом».
С декабря 1944 года с матерью жил в Львове.
Автор мемуаров «Проверено небом».
Нет комментариев