Багаевская церковь Николая Чудотворца, острова и история.

Багаевская церковь Николая Чудотворца, острова и история.

Вопрос

Котлубань, Горелый, Долгий, Багай, Буян, Угловатый, Химичев, Рогачевка, Залопатинка, Станица, Старый городок – какое на ваш взгляд слово могло бы наиболее точно показать связь данных терминов? Топонимы? Имена нашей малой родины? Архаизмы? Мы предлагаем свою версию: всё ЭТО прежние и нынешние ОСТРОВА на реке Дон, так или иначе, связанные с историей возникновения и непростыми событиями из жизни станицы Багаевская.

Понятие «остров» в славянских языках

Основной кирпичик работы – термин остров. Посмотрим, как словари объясняют значение и этимологию нашего героя.
Значения:
1) Часть суши, со всех сторон окруженная водой.
2) Переносное значение — участок, выделяющийся чем-либо среди остальной местности.
3) Переносное значение — то, что стоит особняком среди остального[ ].
Происхождение:
О́стров – родственное украинскому о́стрiв, древнерусскому и старославянскому островъ, νῆσος, болг. о́стров, сербохорв. о̏стрво, словен. ostròv, чешскому, словацкому ostrov, польск. Ostrów, Ostrówek, в.-луж. Wotrow. Праслав. *o-strovъ «то, что обтекается, речной остров». От струя́, струмень[ ].
Или…
Остров – из старо-славянского ostrovъ (из предполагаемой формы osrovъ), где о – приставка, а реконструируемая srov-o – основа. То есть, остров получил своё наименование в праязыке потому, что он действительно является частью суши, со всех сторон ОБТЕКАЕМОЙ струями воды. Старо-славянский oтокъ (с тем же значением). Тот же исторический корень (реконструированный streu) в струя[ ].
Таким образом, «остров» — противостоящий струям воды место суши.

Феномен поймы Нижнего Дона
Пойма Нижнего Дона исторически долгое время была динамической системой, постоянно меняющей русло, срезающей излучины… ну и главное, постоянно образующей и уничтожающей острова[4].
Острова в казачьей истории

В наследство от предыдущей главы мы получили информацию о том, что острова на реке Дон дело не редкое и на протяжении долгого исторического периода их возникновение и исчезновение было обусловлено особенностью геоморфологических процессов региона. В рамках изучаемого нами казачьего периода истории нам любопытен факт «островной жизни нижнедонских казаков, в том числе и багаевских».
«Городки, все без исключения,— как писал В.Д. Сухоруков,— стояли при больших реках: Доне, Донце и Медведице, по удобности в тех местах промыслов, от коих казаки имели тогда пропитание, и для лучшего защищения от неприятельских набегов[5].
С учетом последнего обстоятельства для поселений выбирались места, представлявшие интерес и важность в тактическом отношении, хотя местоположение отдельных населенных пунктов явно говорит и о стратегических целях, которые преследовало казачье сообщество в борьбе с азовцами и другими врагами.
По наблюдениям адмирала К.Крюйса 1690-х гг., донские городки в большинстве своем были построены на речных островах[6].
В этом отношении типичным являлось расположение войсковых центров—Раздорского городка на острове, образованном Доном и Сухим Донцом и прорезанном еще протоком Порочным, и Черкасска, крепкого «естественным местоположением, ибо с одной стороны он защищаем был рекою Доном, а с прочих многими протоками, как среди самого города, так и вне оного в разных направлениях протекавшими[7]. На острове размещался и Монастырский городок, который построили на мысу, образованном изгибом Дона и отделенным протоком от Аксайского острова [8]. Впоследствии и некрасовцы, ушедшие на Кубань, создавали свои поселения традиционно «по островам за водяными заливами и багнами (низкими топкими местами, вязкими болотами — В.К.), в крепких местах «[9].
Следующую общую сводку данных о казачьих городках дают документы, относящиеся к Азовским походам Петра I. Приводим сведения из походного журнала царя 1695 г. и «Тетради записной», как пошли певчие дьяки под Азов» 1696 г[10].
БАГАЕВ. «На правой стороне стоит, на берегу».
У В. Д. Сухорукова говорится, что городки «были маленькие крепостцы, или острожки, обнесенные вокруг стеною из двойного плетня или двойного палисадника, внутри набитых землею, отчего и получили название городков» [11].
В полную силу учитывались защитные особенности местности и в первую очередь водные преграды, островное или низменное местоположение, извилистые речные русла, «крепи»- густые пойменные леса. Особое оборонное значение имела вода. У донцов и запорожцев, писал один из авторов первой половины XVII в., «надея и отуха вшелякая (всяческая надежда — В.К.)есть вода»[12]. Расположение городков «среди воды» хорошо защищало их даже при слабых оборонительных средствах.
«Причина житья в домах, полных воды,—замечал С.Т.Пивоваров,— не иная, а именно та: неприятели… всегда выходили на грабеж весною, когда не было нужды давать коням сена и овса, а людям квартир, а весною-то станицы и затоплены водой, а у грабителей лодок не было. Осенью, особенно зимою нашим неприятелям нельзя было выезжать из своих жилищ без хлеба и без квартир. Зима грозила сильнее сабли и пороха» [13]. Неслучайно один из русских дворян, характеризовавший Махин остров, куда казаки вышли из Азова в 1642 г., как «невеликое место», тем не менее замечал, что там «около все вода, и от турских и от крымских людей мочно сидеть бесстрашно» [14].

И огонь и вода

В некоторых городках, стены которых нельзя было «раздвинуть» по условиям природы, с ростом населения возникала скученность строений. Страшным бичом для раннего казачества и его поселений были весенние половодья, которые превращали воду-защитницу в неистового врага, разрушавшего городки и уносившего с волнами и ветром курени и хозяйственные постройки. В низовых районах Дона, от станицы Кочетовской до впадения реки в море, затапливалось до 58 процентов территории[15].
С уменьшением военной опасности станицы стали переходить в более удаленные от воды местности: как замечал С.Т.Пивоваров, «когда наши враги пред нами умолкли… тогда и наши казаки начали вылезать из воды и из камыша на возвышенные сухие места»[16]. Но и после этого многим казачьим селениям не удавалось полностью избежать последствий наводнений. В первой половине XX в. во время сильных половодий частично затапливались Ольгинская, Заплавская, Кривянская, Багаевская, Раздорская, Кочетовская, Потемкинская и другие станицы, где превышение горизонта воды над отметкой земли достигало в среднем около 1 м[17].
Несмотря иа все предосторожности, Черкасск сокрушительно разорялся водой в 1740, 1744,1773, 1786 гг.
Особенности застройки, связанные с половодьями, приводили к еще большей скученности жилищ, а последняя, в свою очередь, вызывала частые пожары, при которых отдельные городки сгорали целыми районами или даже полностью. Так, пожар 1670 г. уничтожил большую часть Черкасска, пожар 1687 г. — весь Черкасск, в 1744 г. «почти весь город с общественными и частными сокровищами и более 200 жителей» стали жертвами нового страшного пожара. Некоторые черкасские станицы целиком выгорали в 1710,1767,1773, 1791 и 1797 гг.
Выводы данной главы следующие:
1) Казаки вели в силу обстоятельств, преимущественно островной тип жизни.
2) Островной тип жизни казаков предъявлял особые, архитектурные требования к обустройству казаков, параметрам казачьих городков.
3) Островной тип жительства требовал неприхотливости, мобильности городков.
4) Ограниченные границами островов казаки строили тесные скученные поселения.
5) Островная жизнь оказалась чрезвычайно опасна как стороны частых наводнений, так и со стороны столь же частых пожаров (из-за тесноты поселений).

1648 год

Официальной, на данный момент, версией появления Багаевского казачьего городка считается обоснование краеведа Рыбалкина А.Ф., о том, что своим появлением,
будущая станица обязана 1648 году. Данное мнение подтверждается решением войскового казачьего круга от 6 февраля 1648 года. Читаем дословно: «…ниже Кутлубанского острова, верст с пять, остров Багаевской: с одну сторону – река Дон, а с другой речка Багай; в длину того острова на версту, а поперек – на полверсты. И тот остров первого угожее, городу – де быть на том острову можно ж»[18].
Ясно, что документ лишь косвенно указывает на дату образования городка Багай. Кроме данного документа других подтверждений существования поселения вплоть до 1672 года пока не имеется. Казаки ввиду активизации противника после оставления донцами Азова вынуждены были укрепить оборону Маныча и Бессергеневской, основав промежуточный форпост на Багаевском острове.

Котлубань, Багай, Баня, Долгий (Горелый)

Итак, мы имеем в распоряжении первых два острова: Кутлубанский и Багаевской.
Ввиду современного существования ерика Багай на топографической карте, локализация Багаевского острова примерно ясна. Почему примерно? Потому, что военные российские карты XVIII века Нижнего Дона указывают нам НЕ на остров, находящийся на месте современного ерика Багай (правобережье Дона), а на возвышенность между нынешней станицей и хутором Белянин (левобережье). Дон тек огромной петлей от современного парома на юг, минуя бугор на котором стоит Белянин и впадал в затон Немчика. Современного русла еще не было!
Нахождение Кутлубанского острова можем назвать предположительным! Выше Багаевского острова, преодолев расстояние, указанное в казачьем документе есть современный ерик «Баня». А теперь несложная математика: Верста́ — русская единица измерения расстояния, равная пятистам саженям или тысяча пятистам аршинам (что соответствует нынешним 1 066,8 метрам, до реформы XVIII века — 1 066,781 метрам)[19]. То есть 5 верст – это 5 километров 334 метра. Что может быть выше по течению в 5 километрах от Багая? Правильно! Стародонье, остров Долгий (Горелый) и Баня!
Кутлубан – Баня созвучны: совпадение расстояний между объектами дает нам право сказать, что Кутлубанский остров находился в районе современной «Бани». А сам топоним «Кутлубан», «Котлубань» означает котловину, излучину с глубокой ямой. Вполне вероятна версия, что со временем «Кутлубан» превратилось в более ясное современникам имя «Бан», «Баня». Тем более, что «Баня» имеет, по мнению лингвистов, этимологию: «И наше «баня», и сербское «банья», и французское «bain» («бэн» — «ванна», «купальня»)»[20].

Затопленный Черкасск и переезды церкви Николая Чудотворца

В дальнейшем нашему «островному» исследованию помогают несколько источников. В одном из исторических источниках мы читаем: «Несмотря иа все предосторожности, Черкасск сокрушительно разорялся водой в 1740, 1744, 1773, 1786 гг.»[21] Запомним эти даты!
А из местной газеты, цитирующей церковную историю станицы года обновления церквей, возьмем ниследующую статью. Приводим ее полностью, а потом в разные колонки таблицы вобьем даты!
«И если в 1594 в описи Багая нет, то в 1643 здесь турки что-то уже сожгли
В 1692 г 9 января «дана была «Псалтырь со воследованием» «в часовню в городок Багай». Во-первых, это значит, что багаевцы были в составе войсковой станицы на Москве – потому, что такие «дачи» делались патриархами в руки подходившим под благословление казакам, а во-вторых, имелась своя часовня. Довольно скоро ее заменили церковью (тоже деревянной) во имя св. Николая Чудотворца; такое заключение мы делаем оттого, что в 1740 церковь эта уже была ветхой. Год от года к ней подбирался Дон. Наконец, 27.11.1744 церковь переставили на новое, безопасное место. Разборка, сборка укоротила жизнь обветшалому храму. В 1747 начали рубить новый. Деньги дал войсковой дьяк, видимо багаевский по рождению, Пантелей Селиванов. Освятили новую Никольскую церковь в 1751 году, она просуществовала более 30 лет. Место, кажется, не лучшее было выбрано, потому что в 1782 году заложили третью церковь «на другом, более безопасном от вод, месте» освящена она была 8.10.1783 и стояла до переселения станицы за реку, где ее освятили 23.04.1805 году[22].

Таблица: Даты наводнений и известных разорений городка Багай а так же строительств церквей св. Николая Чудотворца в пределах станицы.

Наводнения пожары и другие события Существование часовен или церквей Предположения
1 1648 год предположительное появление городка Багай Неизвестно Первый городок образца 1648 года, если он существовал, находится на дне Старого Дона между современным райцентром и х. Белянин (нет монетных находок, датированных серединой XVII века)
2 1688г. разорение багаевских староверов[23] 1692 часовня После гибели городка, казаки часто покидали пепелище, селились поблизости (городок съехал севернее, на его месте найдены монеты Алексея Михайловича, Петра Алексеевича, Екатерины I, Елизаветы Петровны)
3 1708г. Карательная экспедиция Долгорукого Городки бунтарей правительственные силы выжгли)[24] Багай был восстановлен. Вместо часовни появилась церковь Николая Чудотворца. По крайней мере, в
1712 году она уже существовала[25]. Возможно, городок остался на прежнем месте, либо сместился к современному руслу Дона в сторону новых очистных сооружений.
4 1740г. наводнение К этому году еще стояла прежняя церковь Найденный монетный материал датируется 1 половиной XVIII века. Монеты Екатерины II пока не найдены, что позволяет предположить, что «Старый городок» и станица времен второй половины XVIII века находились в разных местах.
5 1744г. наводнение 27.11.1744 церковь переставили на новое, безопасное место. Разборка, сборка укоротила жизнь обветшалому храму. Городок смещается на северо-запад прочь от берега подмывающего берег Дона (подтверждается наше предыдущее предположение).
6 ? В 1747 начали рубить новый сруб. Освятили новую Никольскую церковь в 1751 Строительство занимало, по — меньшей мере, четыре года. Судя по всему, 1751 год уже существует станица на месте современной каплицы. Позднее 50 гг. XVIIIв. Монеты на «левом» берегу не встречаются
7 1773г. наводнение в 1782 году заложили третью церковь «на другом, более безопасном от вод, месте» освящена она была 8.10.1783 и стояла до переселения станицы за реку Русло Дона спрямило себе дорогу от современной переправы до Немчика, покинув излучину Волков Ерик (прежнее русло) и разрезав станицу и остров Багаевский на две части.
8 1786г. наводнение 1805 освящена на месте современного консервного завода. Кладбище постоянно размывается водой станица вновь переезжает уже в 3 городок На строительство церкви необходимо время (3-4 года) значит, переселение части станицы и церкви произошло ранее 1805 года!

Необходимые пояснения к таблице:
1) Практически все казачьи городки имеют трех-четырех ступенчатую историю переселений и миграций с одного острова на другой и третий.
2) Думается, Багай был не исключением.
3) Можно было бы предположить, что городок Багай появился в 1648 году и стоял между современной станицей и хутором Белянин. Место это среди казаков начала XX века так и называлось «Старый городок». Но монетный материал, собранный на «Старом городке» с 1950-ых годов и по наши дни датируется последней четвертью XVII-первой половиной XVIII веков. Данный факт не исключает происхождение городка в 1648 году, но и НЕ подтверждает! Это означает, что городок образца 1648 года либо находится в другом месте, либо был смыт Доном, либо не существовал ранее последней четверти семнадцатого века!
4) В 1688 году Багай фигурирует в списках разоренных правительством городков старообрядцев. Но уже в 1692г. приобретает (в знак, видимо, возращения в лоно церкви) «Псалтырь со воследованием». Это может означать, что городок отстроился на старом (обычно это не любили делать) или на новом месте. В пользу «нового» места говорит датировка монетного материала. Скорее всего, обновление означало смещение городка в рамках острова, подмываемого Доном.
5) «Довольно скоро ее заменили церковью» фраза, которая нам говорит скорее не об обветшалости часовни, или об заботливости властей нравственностью буйных прихожан, скорее о другом. В 1707 году сыскная экспедиция князя Долгорукого нашла в городке «беглых». После убийства князя и потрясений последующего за этим булавинского бунта, кровавых репрессий 1708 года (городки бунтарей правительственные силы выжгли)[26] и была, скорее всего, отстроена церковь св. Николая.
6) Наводнения 1740 и 1744 года, что видно из таблицы заставили «переезжать» данный храм на новое место. На наш взгляд, такое же перемещение произошло и со всей станицей (не может же храм перемещаться один без паствы). После наводнения 1773 года или чуть раньше и было предпринято переселение станицы на место, где стоит современная каплица (нынешнее правобережье Дона).
7) Очередной катаклизм 1786 года, на наш взгляд, заставил багаевцев переместиться в район уже современной станицы (левый берег). В источниках фигурирует год переселения 1805, но то год освящения церкви (переселение могло произойти и раньше). Тем более, что таблица нам говорит что процедура строительства занимала, по крайней мере, 4 года. И основным виновником миграции станицы оказывался батюшка Дон и островная жизнь багаевских казаков. Впрочем, есть и другие внешне и внутриполитические объяснения. Главное то, что мы обнаружили некоторую взаимосвязь между смещением русел и границ Багаевского острова с движением станицы во времени и в пространстве.

XIX век: Буян, Заопатинка, Рогачевка, Угловатый, Химичев

Уже к 1823г. на новом месте в станице «имелось: церковь деревянная- одна, общественных строений кирпичных- одно(станичное правление), частных домов каменных (кирпичных)- три. Деревянных строений-326, мельниц: водяных-8, ветряных-4,промышленных заводов по засолке и копчению рыбы-4». На новом месте ст. Багаевская расположилась на трёх больших островах: первая часть-центр станицы, вторая — Рогачёвка, к югу от центра, третья Залопатенка, к северу от центра. Между Залопатенкой и Рогачёвкой ещё было озеро Калинич. Между четвёртой и шестой улицами была определена станичная площадь. Первая деревянная церковь находилась на территории современного консервного завода, на месте очистных баков. Через 30 лет по причине размывание берегов, что угрожало церкви, её перенесли на северную часть станичной площади. «Утварью церковь достаточна. В ней есть Евангелие (1717), а другое 1636г. Апостол 1704г. Пролы 1685г.» На бывшем месте церкви построена кирпичная каплица. Кирпичная трёхпристольная церковь была построена в 1896г. в центре станичной площади (разрушена и разобрана была с 1936 по 1939г.г.)[27] Как мы видим, переселение станицы не принесло желаемого спокойствия. «1» и «2» улицы станицы ушли под воду Дона (современный Донок); образовался остров Буян (на карте 1853 года он назван Угловатый); станица расположилась на трех островах, соединенных дамбами и мостами; остатки старинного острова Багаевского получили (на карте 1853г.) имя Химичев (видимо по фамилии владельца); церковь вновь «переехала».
Выводами статьи мы можем назвать следующие пункты:
1) «Остров» — противостоящий струям воды место суши.
2) Пойма Нижнего Дона исторически долгое время была динамической системой, постоянно меняющей русло, срезающей излучины… ну и главное, постоянно образующей и уничтожающей острова.
3) Казаки вели в силу обстоятельств, преимущественно островной тип жизни.
4) Островной тип жизни казаков предъявлял особые, архитектурные требования к обустройству казаков, параметрам казачьих городков.
5) Островной тип жительства требовал неприхотливости, мобильности городков.
6) Ограниченные границами островов казаки строили тесные скученные поселения.
7) Островная жизнь оказалась чрезвычайно опасна как стороны частых наводнений, так и со стороны столь же частых пожаров (из-за тесноты поселений).
8) Вскрыта хронологическая взаимосвязь между смещением русел и границ Багаевского острова с движением станицы во времени и в пространстве с конца XVII по начало XIX веков.
9) Нам есть с чем подойти к официальному празднованию 365 — летия станицы в 2013 году.

Материалы подготовлены учащимися МБОУ Багаевской СОШ№3 (НОУ «Эврика»), отредактированы учителем обществознания Шапоренко А.В.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. http://www.efremova.info/word/ostrov.html
2. http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Vasmer-term-8999.htm
3. http://www.in-exp.ru/arhive/135-slovo-ostrov.html
4. Дандара Н.Т., Дандара А.Н. ФГОУ ВПО «Новочеркасская государственная
мелиоративная академия», г. Новочеркасск Борисов С.В. Раздорский этнографический музей–заповедник, ст. Раздорская. Руслоформирующие и поймообразующие процессы в устьевой части Нижнего Дона и их влияние на исторический выбор местоположения поселений. (http://www.razdory-museum.ru/c_streamflow-1.html)
5. Сухоруков В.Д. Статистическое описание Земли донских казаков, составленное в 1822-32 годах.— Новочеркасск, 1891.
6. Крюйс К. Розыскания о Доне, Азовском море, Воронеже и Азове (с некоторыми сведениями о козаках), учиненное по повелению Петра Великого вице-адмиралом К.Крейсом в 1699 году и поднесенное царевичу Алексею Петровичу //Отечественные записки. № 10,1824.
7. Сухоруков В. Краткое историческое известие о бывшем на Дону городе Черкесске // Богатый колодезь. Историко-краеведческий альманах Вып. 1. — Ростов н/Д, 1991.
8. Копылов В.П., Королев В.Н. О месторасположении Монастырского городка//Итоги исследований Азово-Донецкой экспедиции в 1985 году (тезисы докладов к семинару).— Азов, 1986.
9. Акты о татарских набегах на Землю Войска Донского //ТОВДСК., Вып. 2. Отд. 2.— Новочеркасск, 1874.
10. Походные и путевые журналы императора Петра I 1695,1696,1697,1698,1699,1700,1701,1702, 1703,1704,1705,1706,1707 и 1708
11. Сухоруков В .Д. Статистическое описание Земли донских казаков, составленное в 1822-32 годах.— Новочеркасск, 1891.
12. Окольский С. Дневник Симеона Окольского. 1638 // Величко С. Летопись событий в Юго-Западной России в XVII веке, Т.IV, — Киев, 1864.
13. Пивоваров [СТ.] Из донской старины. Записки священника Пивоварова // Казачий вестник, №40,1884.
14. Архив РОМК.Ф.2,Оп.5,Д.1,V.
15. Куликов К.Н. Архитектура народного жилища Дона., (рукопись).— Новочеркасск, 1954.
16. Пивоваров [СТ.] Из донской старины. Записки священника Пивоварова // Казачий вестник, №40,1884.
17. Куликов К.Н. Архитектура народного жилища Дона., (рукопись).— Новочеркасск, 1954.
18. Выписки по войсковым челобитным об оказании казакам помощи против набегов крымцев» от 6 февраля 1648 года, «Донские дела», книга 3, С-Петербург, 1909 год, стр.796
19. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B0
20. http://www.pochemyneinache.com/alfavit/2/str45.html
21. Пивоваров [СТ.] Из донской старины. Записки священника Пивоварова // Казачий вестник, №40,1884.
22. Светлый путь №62-63 8 августа 2003
23. Савельев, Евгений Петрович. Древняя история казачества / Е. П. Савельев. — М. : Вече, 2004
24. Шапоренко А.В. Булавинская страница нашей истории//Светлый путь.2007. №110-111 19 октября
25. http://kazachiy-krug.ru/stati/stanicy-vojsko-donskoe/ocherk-istorii-ovd-i-kazachih
26. Шапоренко А.В. Булавинская страница нашей истории//Светлый путь.2007. №110-111 19 октября
27. Рыбалкин А.Ф., Кононенко В.Э., Пиманова Г.В., Бузняков В.А. История земли Багаевской

Последние конкурсные работы "#Узнай Россию. Выпускники и наставники"