ФИО
Алхасова Нина Игнатьевна
Категория
Почетный гражданин г. Избербаш
Место жизни
г. Избербаш
Дата рождения
03/1927
Образование
После окончания школы поступила в пединститут города Краснодар, на математический факультет. Окончила институт Нина Игнатьевна в 1947 году.
Трудовая биография
Вспоминая о школе, Нина Игнатьевна сказала, что школа была маленькой. Состояла из шести помещений: 4 класса, учительская и маленькая комната для сторожа (новое типовое здание школы было построено лишь в 1976 году.). В то время в село приехало и работало 14 русских учителей. Единственным учителем из местных жителей был Мустафаев Ада, он работал учителем начальных классов.
О своих учениках Нина говорила с особым трепетом, говорила, что были одеты бедно, в фуфайках ходили. В школе было холодно, топили дровами, даже угля тогда не было. Электричества тоже не было, когда становилось темно, зажигали лампы. Нина Игнатьевна – учитель математики, испытала большие трудности, связанные с речевым барьером. Чтобы объяснить детям условия задачи, ей приходилось быть и самолетом, и велосипедом, и катером. «Оттуда и привычка жестикулировать» - посмеялась она. В свою очередь, её бывшие ученики, отзываются о ней с большой любовью, вспоминая с каким терпением, она обучала их.
Проработав в мюрегинской школе 3 года, согласно договору, Нина поехала в министерство, там ей сообщили о том, что наши педагогические кадры еще не готовы, и мы продлеваем срок договора еще на 2 года. Но получилось, что судьба свела Нину с местным джигитом Алхасовым Магомедом и она осталась в Мюрего навсегда.
О своих учениках Нина говорила с особым трепетом, говорила, что были одеты бедно, в фуфайках ходили. В школе было холодно, топили дровами, даже угля тогда не было. Электричества тоже не было, когда становилось темно, зажигали лампы. Нина Игнатьевна – учитель математики, испытала большие трудности, связанные с речевым барьером. Чтобы объяснить детям условия задачи, ей приходилось быть и самолетом, и велосипедом, и катером. «Оттуда и привычка жестикулировать» - посмеялась она. В свою очередь, её бывшие ученики, отзываются о ней с большой любовью, вспоминая с каким терпением, она обучала их.
Проработав в мюрегинской школе 3 года, согласно договору, Нина поехала в министерство, там ей сообщили о том, что наши педагогические кадры еще не готовы, и мы продлеваем срок договора еще на 2 года. Но получилось, что судьба свела Нину с местным джигитом Алхасовым Магомедом и она осталась в Мюрего навсегда.
Дополнительно
Нина Игнатьевна Литовская родилась в Краснодарском крае в станице Роговская. После ранней смерти отца в семье осталось 4 детей. Мать была неграмотная. Время было трудное, голодное в 1934-1935 годы люди умирали на ходу.
Как известно, русские учителя попали в Дагестан по распределению. По договору, их направляли на 3 года. Как им объясняли тогда, через 3 года будут выпущены местные педагогические кадры, и русские учителя смогут вернуться домой. И вот перед выпускниками краснодарского пединститута предстал выбор, поехать в Дагестан, Дальний Восток или в Калининскую область. На местах оставляли только тех, кто были инвалидами или сиротами. Из Дагестана приехал представитель Магомед Бадрутдинович. Он провел беседу со студентами об истории республики, о доброжелательности людей. В это время в Дагестане не было ни одного педагога из местных жителей, все были приезжими. Вот так, русские учителя в составе 120 человек прибыли в Дагестан на товарных вагонах, застланных соломой и предназначенных для перевозки скота.
В Дагестан Нина Игнатьевна приехала вместе с мамой. Сначала их привезли в Махачкалу, а на следующий день было распределение. На вопрос: «В какой район вы хотите поехать?». Нина Игнатьевна ответила: «Туда где много яблок и груш». Дело в том, что ее отец был садоводом, и в его саду было много сортов яблок и груш. Так Нина с мамой попала в Сергокалинский район, а оттуда в Мюрего. Она вспоминала, как шла по тропинке, протяженностью более 5 км от Сергокалы до нашего села. Шла она в село с молодым парнем Мухтаром Магомедовым, который проработал директором школы 4 года.
Поселили Нину сначала у Рукият, в маленькой комнатке, прожила она там месяц. После этого сестра Рукият – Нанат, забрала Нину к себе и выделила ей комнату. Комната эта была большая, светлая, с двумя окнами и высоким потолком. Вот так Нина Игнатьевна, Нанат, Равганияти, Улангерек начали жить вместе. Мужчин в доме не было, они были на войне.
Она рассказывала, какое удивление вызвала у нее первая встреча с ишаком, а потом как она испугалась буйвола. Еще она, рассказала нам о том, какими вкусными были чурек и халва, которые по сей день готовят мюрегинки на праздник Ураза Байрам. А еще то, как за ней, идущей за водой с ведром, толпилась куча ребятишек и взрослых, не видевших раньше ведра. Ведь наши женщины несли воду на плечах в «канари». Такую же реакцию вызвала у женщин щетка для побелки, занавеска на окне. С этого то и началось окультуривание жителей. Конечно, наши предки создали свою культуру, особую, ее мы помним и чтим. Но, появление новых предметов обихода, только облегчало жизнь сельчан и делало ее красивее.
Как известно, русские учителя попали в Дагестан по распределению. По договору, их направляли на 3 года. Как им объясняли тогда, через 3 года будут выпущены местные педагогические кадры, и русские учителя смогут вернуться домой. И вот перед выпускниками краснодарского пединститута предстал выбор, поехать в Дагестан, Дальний Восток или в Калининскую область. На местах оставляли только тех, кто были инвалидами или сиротами. Из Дагестана приехал представитель Магомед Бадрутдинович. Он провел беседу со студентами об истории республики, о доброжелательности людей. В это время в Дагестане не было ни одного педагога из местных жителей, все были приезжими. Вот так, русские учителя в составе 120 человек прибыли в Дагестан на товарных вагонах, застланных соломой и предназначенных для перевозки скота.
В Дагестан Нина Игнатьевна приехала вместе с мамой. Сначала их привезли в Махачкалу, а на следующий день было распределение. На вопрос: «В какой район вы хотите поехать?». Нина Игнатьевна ответила: «Туда где много яблок и груш». Дело в том, что ее отец был садоводом, и в его саду было много сортов яблок и груш. Так Нина с мамой попала в Сергокалинский район, а оттуда в Мюрего. Она вспоминала, как шла по тропинке, протяженностью более 5 км от Сергокалы до нашего села. Шла она в село с молодым парнем Мухтаром Магомедовым, который проработал директором школы 4 года.
Поселили Нину сначала у Рукият, в маленькой комнатке, прожила она там месяц. После этого сестра Рукият – Нанат, забрала Нину к себе и выделила ей комнату. Комната эта была большая, светлая, с двумя окнами и высоким потолком. Вот так Нина Игнатьевна, Нанат, Равганияти, Улангерек начали жить вместе. Мужчин в доме не было, они были на войне.
Она рассказывала, какое удивление вызвала у нее первая встреча с ишаком, а потом как она испугалась буйвола. Еще она, рассказала нам о том, какими вкусными были чурек и халва, которые по сей день готовят мюрегинки на праздник Ураза Байрам. А еще то, как за ней, идущей за водой с ведром, толпилась куча ребятишек и взрослых, не видевших раньше ведра. Ведь наши женщины несли воду на плечах в «канари». Такую же реакцию вызвала у женщин щетка для побелки, занавеска на окне. С этого то и началось окультуривание жителей. Конечно, наши предки создали свою культуру, особую, ее мы помним и чтим. Но, появление новых предметов обихода, только облегчало жизнь сельчан и делало ее красивее.
Нет комментариев