ФИО
Волынов Борис Валентинович
Категория
Лётчик-космонавт СССР, Дважды Герой Советского Союза, Полковник, Руководитель направления по взаимодействию с космонавтами.
Место жизни
г. Магадан
Дата рождения
18/12/1934
Образование
В 1952 году окончил 10 классов средней школы №1 города Прокопьевск Кемеровской области. В 1953 году окончил 24-ю военную авиационную школу первоначального обучения летчиков ВВС Приволжского ВО в городе Павлодар, Казахстан. В 1955 году окончил Сталинградское военное авиационное училище летчиков (ВАУЛ) им.Краснознаменного Сталинградского пролетариата в Новосибирске. С сентября 1961 по 6 января 1968 года проходил подготовку на инженерном факультете Военно-воздушной инженерной академии (ВВИА) им.Н.Е.Жуковского, и получил квалификацию «летчик-инженер-космонавт». В 1980 году в ВВИА им.Н.Е.Жуковского защитил диссертацию в области эргономики КЛА и получил степень кандидата технических наук.
Трудовая биография
15-18 января 1969 г. совершил космический полет в качестве командира космического корабля (КК) «Союз-5» продолжительностью 3 суток 1 час. В полете впервые осуществлены сближение и стыковка космических кораблей «Союз-4» (командир КК полковник В. А. Шаталов) и «Союз-5» и переход космонавтов А.С. Елисеева и Е.В. Хрунова из КК «Союз-5» в КК «Союз-4». При возвращении Б. В. Волынова на Землю не произошло отделение спускаемого аппарата «Союза-5» от приборно-агрегатного отсека, корабль снижался в аварийном режиме по баллистической траектории с вращением по всем осям. Приземление произошло с недолетом до расчетной точки на 600 километров.
С 6 июля по 24 августа 1976 г. Б. В. Волынов совершил второй космический полет в качестве командира экипажа на космическом корабле «Союз-21» и орбитальной станции (ОС) «Салют-5» продолжительностью 49 суток 6 часов 23 минуты 32 секунды. За время космического полета была получена обширная и ценная научная информация о физических характеристиках атмосферы Земли. На борту ОС «Салют-5» проведены исследования, показавшие, как протекают различные физические процессы и технологические операции в условиях невесомости. Осуществлены комплексные исследования реакции организма человека на действие факторов длительного космического полета.
С 6 июля по 24 августа 1976 г. Б. В. Волынов совершил второй космический полет в качестве командира экипажа на космическом корабле «Союз-21» и орбитальной станции (ОС) «Салют-5» продолжительностью 49 суток 6 часов 23 минуты 32 секунды. За время космического полета была получена обширная и ценная научная информация о физических характеристиках атмосферы Земли. На борту ОС «Салют-5» проведены исследования, показавшие, как протекают различные физические процессы и технологические операции в условиях невесомости. Осуществлены комплексные исследования реакции организма человека на действие факторов длительного космического полета.
Производственные достижения
С марта 1960 года - в отряде космонавтов. Выполнил 2 космических полета общей продолжительностью 52 суток 7 часов 17 минут 47 секунд.
Воинское звание:
Лейтенант (29.11.1955).
Старший лейтенант (14.03.1958).
Капитан (09.05.1960).
Майор (10.09.1962).
Подполковник (15.03.1965).
Полковник (15.01.1969), с 17.03.1990 - полковник запаса.
5 апреля 1961 года был назначен на должность космонавта и получил квалификацию «космонавт ВВС».
14 марта 1966 был назначен на должность космонавта 1-го отряда 1-го ЦПК.
30 апреля 1969 года был назначен командиром отряда космонавтов и заместителем начальника 2-го отдела (программа ОПС «Алмаз»), инструктором-космонавтом 1-го управления 1-го НИИ ЦПК.
10 февраля 1970 года был назначен командиром отряда слушателей-космонавтов. Руководил подготовкой слушателей-космонавтов набора 1970 года.
С 30 апреля 1974 года был инструктором-космонавтом 2-го отдела 1-го управления.
30 марта 1976 года был назначен заместителем командира отряда космонавтов, старшим инструктором-космонавтом (с 25 января 1982 года - инструктор-космонавт-испытатель).
С 19 ноября 1983 года до своего отчисления из отряда был командиром отряда космонавтов.
17 марта 1990 года приказом МО СССР №287 был уволен в запас по возрасту.
30 мая 1990 года приказом начальника ЦПК №203 отчислен из отряда космонавтов, исключен из списков части 31 мая 1990 года.
Воинское звание:
Лейтенант (29.11.1955).
Старший лейтенант (14.03.1958).
Капитан (09.05.1960).
Майор (10.09.1962).
Подполковник (15.03.1965).
Полковник (15.01.1969), с 17.03.1990 - полковник запаса.
5 апреля 1961 года был назначен на должность космонавта и получил квалификацию «космонавт ВВС».
14 марта 1966 был назначен на должность космонавта 1-го отряда 1-го ЦПК.
30 апреля 1969 года был назначен командиром отряда космонавтов и заместителем начальника 2-го отдела (программа ОПС «Алмаз»), инструктором-космонавтом 1-го управления 1-го НИИ ЦПК.
10 февраля 1970 года был назначен командиром отряда слушателей-космонавтов. Руководил подготовкой слушателей-космонавтов набора 1970 года.
С 30 апреля 1974 года был инструктором-космонавтом 2-го отдела 1-го управления.
30 марта 1976 года был назначен заместителем командира отряда космонавтов, старшим инструктором-космонавтом (с 25 января 1982 года - инструктор-космонавт-испытатель).
С 19 ноября 1983 года до своего отчисления из отряда был командиром отряда космонавтов.
17 марта 1990 года приказом МО СССР №287 был уволен в запас по возрасту.
30 мая 1990 года приказом начальника ЦПК №203 отчислен из отряда космонавтов, исключен из списков части 31 мая 1990 года.
Трудовые и иные награды
За успешное осуществление полета и проявленные при этом мужество и героизм полковнику Волынову Борису Валентиновичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 января 1969 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№10714).
За успешное осуществление полета и проявленные при этом мужество и героизм полковник Волынов Борис Валентинович Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 сентября 1976 года награжден орденом Ленина и второй медалью «Золотая Звезда» (№101/11).
Награждён двумя медалями «Золотая Звезда» Героя Советского Союза и двумя орденами Ленина (1969, 1976), орденом Красной Звезды (1961), орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени (1990), орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2 марта 2000), медалью «За отличие в охране государственной границы» (1977, за выполнение программы полета на орбитальной станции «Салют-5») и 10-ю юбилейными медалями, орденом Дружбы (Указ Президента РФ №434 от 12 апреля 2011 года).
Знак губернатора Московской области «Благодарю» (2013).
Награды иностранных государств:
Награждён орденом Государственного Знамени ВНР (1973), медалью «25 лет народной власти» (НРБ, 1969), медалью «За укрепление братства по оружию» (НРБ), медалью «100-летие падения Османского ига» (НРБ), знаком «Братство по оружию» (ПНР), медалью Кубы.
За успешное осуществление полета и проявленные при этом мужество и героизм полковник Волынов Борис Валентинович Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 сентября 1976 года награжден орденом Ленина и второй медалью «Золотая Звезда» (№101/11).
Награждён двумя медалями «Золотая Звезда» Героя Советского Союза и двумя орденами Ленина (1969, 1976), орденом Красной Звезды (1961), орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени (1990), орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2 марта 2000), медалью «За отличие в охране государственной границы» (1977, за выполнение программы полета на орбитальной станции «Салют-5») и 10-ю юбилейными медалями, орденом Дружбы (Указ Президента РФ №434 от 12 апреля 2011 года).
Знак губернатора Московской области «Благодарю» (2013).
Награды иностранных государств:
Награждён орденом Государственного Знамени ВНР (1973), медалью «25 лет народной власти» (НРБ, 1969), медалью «За укрепление братства по оружию» (НРБ), медалью «100-летие падения Османского ига» (НРБ), знаком «Братство по оружию» (ПНР), медалью Кубы.
Дополнительно
Борис Валентинович ВОЛЫНОВ родился в городе Иркутске, но детство и юность прошли в городе Прокопьевск (Кемеровская область). Часть детства провёл с сестрой матери, тоже врачом, в Кишинёве. Со школьных лет был одержим мечтой стать летчиком.
С марта 1990 г. полковник Б. В. Волынов - в запасе. Живет в Звездном городке Щелковского района Московской области.
А. Локтев, «Космонавтика без прикрас», из интервью с Борисом Вольтовым: «Я как испытатель контролировал происходящее по приборам и иллюминаторам и вел репортаж на магнитофон. Понимал: ситуация настолько сложная, что выхода из нее нет. До столкновения с поверхностью Земли оставалось полчаса. Понимая, что все кончится пожаром, я сунул листочки с записями в середину бортжурнала и плотно перевязал его бечевкой: в таком виде книги обгорают только по углам. Надо было сделать все, чтобы донести полученную новую информацию до тех, кто полетит за мной. А во что превращается космонавт в моей ситуации, я представлял очень ясно на примере гибели космонавта Комарова...
На высоте 80-90 км над Землей внезапно произошел взрыв: к нему привел сильный разогрев приборного отсека. Как говорится, нет худа без добра. Целостность спускаемого аппарата, к счастью, не нарушилась, зато произошло разделение: спускаемый аппарат отбросило взрывом от приборного отсека. Но даже в такой критической ситуации дьявол стремится к реваншу за каждый намек на удачу: спускаемый аппарат закрутился и не хотел спускаться так, как ему положено. А это грозило гибелью. Дело в том, что спускаемый аппарат напоминает по форме конус со слегка выпуклым основанием. При нормальном спуске он движется основанием к Земле, и именно эта часть более других защищена от перегрева теплозащитным экраном. Неуправляемый спуск был чреват тем, что перегревались наименее защищенные элементы конструкции».
"Быстрое вращение спускаемого аппарата: голова-ноги, голова-ноги. Кругом - плазма. Я вижу розовые жгуты раскаленного газа в иллюминаторах, - рассказывает Волынов. - В кабину поступает едкий дым (потом выяснилось, что в пепел превратилась эластичная герметизирующая резина люка корабля). Перегрузки - до 9 д1. Для сравнения: в нормальной ситуации они составляют 3,5-4 д.
Затем корабль перешел во вращение, предусмотренное при баллистическом спуске, когда спускаемый аппарат вращается вокруг продольной оси. Пришло время, и на высоте около 10 км отстрелился люк парашютного контейнера, была введена в действие парашютная система. И снова - реванш дьявола: после раскрытия основного купола парашюта Борису Волынову стало ясно, что вращение спускаемого аппарата не прекратилось. Стропы парашюта стали закручиваться. А это грозило складыванием купола. Но космонавту повезло еще раз: после скручивания строп начиналось их раскручивание. До самого приземления спускаемый аппарат вращался то в одну, то в другую сторону.
Долбануло об Землю хорошо! Но сознания не терял. Видел, как магнитофон, крепившийся у плеча, срезался по креплению, улетел и ударился об пол, не задев, к счастью, ноги". Открыв люк, Волынов увидел, во что превратилась жаропрочная сталь на поверхности люка: стальная пена образовала шапку, и выйти из люка было затруднительно, ибо каждый элемент пены резал, как бритва. И все же Волынов разминулся со смертью, получив в качестве сувенира на память собственную жизнь и перелом корней верхних передних зубов.
"Выбрался из дымной кабины: степь да степь кругом. Да еще мороз минус 38 градусов, а на мне - только полетный костюм и кожаные,тапочки': в то время летали без скафандров".
А через некоторое время высоко в небе появился самолет, который стал снижаться кругами, и вскоре Волынов увидел, как вспыхнули купола парашютов. Это были спасатели. Первое, что он сделал, когда они подошли, снял шлем и спросил, не седой ли. И от спасателей услышал, видимо, одним из первых, свежий анекдот о полете „Союза-4" и „Союза-5": "ПоШАТАЛись-пошатались по космосу, поВОЛЫНили- поволынили, ни ХРУНа не сделали и ЕЛИСЕли".
"Ничего себе -,ни хруна', - комментирует Борис Валентинович. - Первая в мире стыковка на орбите, первый переход с корабля на корабль через открытый космос, «первый баллистический спуск".
...После такого спуска медики единодушно сказали, что летать Волынов больше не будет и что ему противопоказана не только работа военного летчика, но даже роль пассажира в самолете. А психологи добавили, что он и сам теперь не подойдет к самолету, потому что ни один человек на Земле еще не перешагивал такой психологический барьер. Однако медики ошиблись. Борис Валентинович остался в космонавтике. В мае 1970 года состоялся пятый набор в отряд слушателей-кандидатов в космонавты. Среди них - будущие космонавты А. Береговой, В. Джанибеков, Л. Попов, Ю. Романенко и другие. Командиром отряда стал Борис Волынов...».
Отец - Волынов Валентин Спиридонович.
Мать - Волынова Евгения Израилевна, (1910 – 1991), врач-педиатр. Во время ВОВ работала хирургом. Заслуженный врач РСФСР.
Отчим - Корих Иван Дмитриевич, (1908 – 1956).
Жена - Волынова (Савинова) Тамара Федоровна, 1935 г.р., работала заведующей лабораторией ЦНИИ черной металлургии, доктор технических наук, академик Нью-Йоркской академии (США).
Сын - Волынов Андрей Валентинович 1958 тр., предприниматель.
Дочь - Волынова Татьяна Валентиновна 1965 г.р.
У Бориса Волынова четверо внуков.
С марта 1990 г. полковник Б. В. Волынов - в запасе. Живет в Звездном городке Щелковского района Московской области.
А. Локтев, «Космонавтика без прикрас», из интервью с Борисом Вольтовым: «Я как испытатель контролировал происходящее по приборам и иллюминаторам и вел репортаж на магнитофон. Понимал: ситуация настолько сложная, что выхода из нее нет. До столкновения с поверхностью Земли оставалось полчаса. Понимая, что все кончится пожаром, я сунул листочки с записями в середину бортжурнала и плотно перевязал его бечевкой: в таком виде книги обгорают только по углам. Надо было сделать все, чтобы донести полученную новую информацию до тех, кто полетит за мной. А во что превращается космонавт в моей ситуации, я представлял очень ясно на примере гибели космонавта Комарова...
На высоте 80-90 км над Землей внезапно произошел взрыв: к нему привел сильный разогрев приборного отсека. Как говорится, нет худа без добра. Целостность спускаемого аппарата, к счастью, не нарушилась, зато произошло разделение: спускаемый аппарат отбросило взрывом от приборного отсека. Но даже в такой критической ситуации дьявол стремится к реваншу за каждый намек на удачу: спускаемый аппарат закрутился и не хотел спускаться так, как ему положено. А это грозило гибелью. Дело в том, что спускаемый аппарат напоминает по форме конус со слегка выпуклым основанием. При нормальном спуске он движется основанием к Земле, и именно эта часть более других защищена от перегрева теплозащитным экраном. Неуправляемый спуск был чреват тем, что перегревались наименее защищенные элементы конструкции».
"Быстрое вращение спускаемого аппарата: голова-ноги, голова-ноги. Кругом - плазма. Я вижу розовые жгуты раскаленного газа в иллюминаторах, - рассказывает Волынов. - В кабину поступает едкий дым (потом выяснилось, что в пепел превратилась эластичная герметизирующая резина люка корабля). Перегрузки - до 9 д1. Для сравнения: в нормальной ситуации они составляют 3,5-4 д.
Затем корабль перешел во вращение, предусмотренное при баллистическом спуске, когда спускаемый аппарат вращается вокруг продольной оси. Пришло время, и на высоте около 10 км отстрелился люк парашютного контейнера, была введена в действие парашютная система. И снова - реванш дьявола: после раскрытия основного купола парашюта Борису Волынову стало ясно, что вращение спускаемого аппарата не прекратилось. Стропы парашюта стали закручиваться. А это грозило складыванием купола. Но космонавту повезло еще раз: после скручивания строп начиналось их раскручивание. До самого приземления спускаемый аппарат вращался то в одну, то в другую сторону.
Долбануло об Землю хорошо! Но сознания не терял. Видел, как магнитофон, крепившийся у плеча, срезался по креплению, улетел и ударился об пол, не задев, к счастью, ноги". Открыв люк, Волынов увидел, во что превратилась жаропрочная сталь на поверхности люка: стальная пена образовала шапку, и выйти из люка было затруднительно, ибо каждый элемент пены резал, как бритва. И все же Волынов разминулся со смертью, получив в качестве сувенира на память собственную жизнь и перелом корней верхних передних зубов.
"Выбрался из дымной кабины: степь да степь кругом. Да еще мороз минус 38 градусов, а на мне - только полетный костюм и кожаные,тапочки': в то время летали без скафандров".
А через некоторое время высоко в небе появился самолет, который стал снижаться кругами, и вскоре Волынов увидел, как вспыхнули купола парашютов. Это были спасатели. Первое, что он сделал, когда они подошли, снял шлем и спросил, не седой ли. И от спасателей услышал, видимо, одним из первых, свежий анекдот о полете „Союза-4" и „Союза-5": "ПоШАТАЛись-пошатались по космосу, поВОЛЫНили- поволынили, ни ХРУНа не сделали и ЕЛИСЕли".
"Ничего себе -,ни хруна', - комментирует Борис Валентинович. - Первая в мире стыковка на орбите, первый переход с корабля на корабль через открытый космос, «первый баллистический спуск".
...После такого спуска медики единодушно сказали, что летать Волынов больше не будет и что ему противопоказана не только работа военного летчика, но даже роль пассажира в самолете. А психологи добавили, что он и сам теперь не подойдет к самолету, потому что ни один человек на Земле еще не перешагивал такой психологический барьер. Однако медики ошиблись. Борис Валентинович остался в космонавтике. В мае 1970 года состоялся пятый набор в отряд слушателей-кандидатов в космонавты. Среди них - будущие космонавты А. Береговой, В. Джанибеков, Л. Попов, Ю. Романенко и другие. Командиром отряда стал Борис Волынов...».
Отец - Волынов Валентин Спиридонович.
Мать - Волынова Евгения Израилевна, (1910 – 1991), врач-педиатр. Во время ВОВ работала хирургом. Заслуженный врач РСФСР.
Отчим - Корих Иван Дмитриевич, (1908 – 1956).
Жена - Волынова (Савинова) Тамара Федоровна, 1935 г.р., работала заведующей лабораторией ЦНИИ черной металлургии, доктор технических наук, академик Нью-Йоркской академии (США).
Сын - Волынов Андрей Валентинович 1958 тр., предприниматель.
Дочь - Волынова Татьяна Валентиновна 1965 г.р.
У Бориса Волынова четверо внуков.
Нет комментариев