ФИО
Тиц Виктор Зигфридович
Категория
Талантливый музыкант, дирижер, педагог, художественный руководитель и главный дирижер Дальневосточного академического симфонического оркестра, организатор кафедры «Инструментальное исполнительство» в Хабаровском государственном институте искусств и культуры, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, народный артист Российской Федерации, почетный гражданин г. Хабаровска.
Место жизни
г. Хабаровск
Дата рождения
08/06/1938
Образование
После окончания музыкальной школы он поступил в Ивановское музыкальное училище сразу на два отделения – фортепианное и теоретическое. В музыкальном училище при консерватории уровень знаний юноши, окончившего третий курс, оценили не высоко – слишком большая разница в уровне преподавания, – и предложили начать обучение с первого курса. Его учителями были известные в то время музыканты и педагоги: теоретик музыки В. В. Хвостенко, авторы учебников по сольфеджио Д. А. Блюм, по гармонии – С. С. Григорьев. В училище В. З. Тиц попал в «ежовые рукавицы» В. В. Хвостенко. На его уроках юноша узнал, что такое учиться по-настоящему. У В. В. Хвостенко были свои методы обучения: он давал ученикам задания, требующие сверхъестественных усилий, и беспощадно оценивал результат по своеобразной шкале оценок – от 0 до 4, используя для уточнения плюсы и минусы. Ученик мог получить за свой труд 1+ или 2–. Тройка для многих его учеников была недостижимой мечтой. Уроки В. В. Хвостенко В. З. Тиц вспоминает с благодарностью. «Он заставил работать голову», – признавался он. В 1958 г. В. З. Тиц поступил в Московскую консерваторию на теоретическое отделение. И вновь среди его учителей – корифеи отечественного музыкознания Р. И. Груббер (история музыки), Л. А. Мазель и В. А. Цуккерман (анализ музыкальных произведений), В. В. Протопопов – автор учебника по полифонии. С шестилетнего возраста появилось у В. З. Тица желание дирижировать оркестром, не исчезло оно и к годам учебы в консерватории. Но дирижерского факультета в те годы в ней не было. Чтобы приблизить исполнение заветной мечты он стал посещать факультативные занятия по дирижированию Лео Гинзбурга – «отца» многих российских дирижеров. Продолжил обучение, поступив в аспирантуру Московской консерватории по специализации «Оперно-симфоническое дирижирование». Он мечтал стать учеником прославленного дирижера Большого театра Б. Хайкина и написал заявление о намерении попасть к нему в класс, но попал к Лео Гинзбургу. У него В. Тиц прошел хорошую дирижерскую школу, научился, по собственному признанию, с уважением относиться к партитуре и оркестровым партиям, в которых необходимо было проставить все обозначения – штрихи, нюансы, что в дальнейшем позволяло значительно сэкономить время в работе над произведением.
Трудовая биография
После окончания консерватории поступил в аспирантуру, одновременно работал: вначале в музыкальном училище им. Ипполитова-Иванова, где преподавал теорию музыки, затем – в драматическом театре им. Е. Вахтангова дирижером. В Люберцах он взял на себя руководство любительским симфоническим оркестром, который стал лауреатом конкурса самодеятельных оркестров. Годы учебы в аспирантуре много дали молодому музыканту. Ему посчастливилось увидеть и услышать великих дирижеров XX века – Л. Бернстайна, И. Стравинского, Г. фон Караяна. В аспирантуре состоялся его дебют как дирижера оперной студии Московской консерватории. Он вел занятия, репетиции и постановки опер «Севильский цирюльник», «Свадьба фигаро», «Евгений Онегин», «Царская невеста». После окончания аспирантуры (1967) из трех городов, предложенных по распределению (Донецк, Днепропетровск, Хабаровск), В. З. Тиц выбрал Хабаровск. «Дальний Восток обладает силой притяжения, – вспоминал он. – Когда я первый раз, после года работы, поехал в отпуск в Москву, то через неделю поймал себя на мысли, что хочу вернуться домой, в Хабаровск».
Уже через две недели оркестр с новым дирижером отправился на двухмесячные гастроли по городам Сибири и Дальнего Востока. Гастроли в «глубинке» на разных площадках перед многообразной аудиторией требовали репертуара, включающего в себя, главным образом, популярную классическую музыку, которой в «портфеле» молодого дирижера не было. Ее пришлось осваивать на гастролях между концертами. За три года В. Тиц объездил с оркестром весь Дальний Восток, включая Чукотку, Курилы, остров Путятина, БАМ. Оркестр давал 110 концертов в год – таков был государственный план. Чтобы его выполнить, приходилось играть в клубах, школах, заводских цехах, институтах, где невозможно было продемонстрировать высокое качество исполнения. За 11 лет пребывания в Хабаровске дирижер познал муки гастрольной жизни российских музыкантов. Он обогатился опытом не только как музыкант, но и как администратор, отвечающий за судьбы оркестрантов, их быт, финансовое положение и отдых.
«Я приехал в Хабаровск, имея в моем «багаже» 15 симфоний и 4 оперы, но этого оказалось мало. Я был совершенно не готов к профессии руководителя, которую надо было постигать на ходу, осваивая административные навыки и тонкости человеческих взаимоотношений», – вспоминал Виктор Тиц.
11 лет он был руководителем и главным дирижером Дальневосточного симфонического оркестра (1967–1978), 9 лет – симфонического оркестра Омской филармонии (1978–1987), два года работал в Росконцерте в качестве дирижера-гастролера (1987–1989). Весной 1989 г. он вновь вернулся в г. Хабаровск, чтобы вновь возглавить Дальневосточный симфонический оркестр, в котором проработал до последнего дня своей жизни, в общей сложности 28 лет.
В аспирантуре состоялся дебют В. Тица как дирижера. В оперной студии Московской консерватории он полностью подготовил и поставил оперы: «Севильский цирюльник» Россини, «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Евгений Онегин» Чайковского, «Царская невеста» Римского-Корсакова. Завершил обучение в аспирантуре исполнением программы в Большом зале Московской консерватории – «Симфонические танцы» Рахманинова и концерт № 1 для фортепиано с оркестром С. Прокофьева (солист А. Любимов).
Профессиональному росту В. Тица способствовало общение с корифеями музыкального искусства, которые были частыми гостями в Хабаровске: дирижеры – К. Элиасберг, Р. Матсов, Ю. Николаевский; пианисты – Л. Власенко, С. Доренский, А. Наседкин, И. Жуков; скрипачи – Э. Грач, О. Крыса, И. Бочкова; певица М. Васильева – замечательная исполнительница монооперы Пуленка «Человеческий голос».
В 1978 г. Виктор Зигфридович покинул оркестр по причинам нетворческого характера. «Я как администратор упустил появление критической ситуации в коллективе. Возник конфликт между мной и некоторыми музыкантами оркестра. Я не нашел поддержки у администрации филармонии, которая проявила полное равнодушие к сложившейся обстановке. Написал заявление и уехал по приглашению в Омск, где меня ждала прекрасная квартира в центре города», – вспоминал маэстро.
В 1986 г. Камерный оркестр Омской филармонии под руководством В. Тица был приглашен в Париж на форум коммунистических газет мира; они должны были представлять газету «Правду». Концерт оркестра прошел в Советском павильоне, где не было ни светового, ни звукового оборудования. Оркестр практически играл в темноте. После концерта представители французской стороны предложили дирижеру выступить на основной концертной эстраде с хорошим освещением, с необходимым количеством микрофонов. Выступление оркестра произвело сильное впечатление на видавшую виды французскую публику, и осталось в памяти маэстро как яркий миг его жизни. Одно было досадно – Парижа он так и не увидел. Опасаясь террористических актов, сотрудники КГБ «оградили» музыкантов от города и его жителей.
В 1987 г. В. Тиц уехал из Омска в Москву, где два года работал в Росконцерте в качестве дирижера-гастролера. «Трудно сказать, где я не выступал. Был в Средней Азии, на Кавказе, Прибалтике, Украине, Центральной России» – вспоминал дирижер. Неожиданно он получил предложение занять место главного дирижера в Хабаровске. Не просто было музыканту «вернуться на пепелище». Дальневосточный оркестр в 1989 г. переживал тяжелый период: был разукомплектован, музыкантов угнетали тяжелый моральный климат, отсутствие перспектив роста. Предложение занять место главного дирижера в таком оркестре вряд ли можно назвать заманчивым. Но В. З. Тиц принял предложение и возвратился в Хабаровск. Главная причина этого поступка – окрыленность оркестра от встречи с дирижером, страстное желание коллектива вернуться к нормальной творческой жизни. И еще один побудительный мотив, весьма существенный для музыканта – дальневосточная природа, очаровавшая В. Тица и его жену еще в первый приезд, ставшая источником сильных впечатлений и переживаний, без которых тускнеет душа художника.
Первый симфонический сезон «второго хабаровского периода» В. Тица показал, что оркестр выздоравливает, что в его венах вновь начинает пульсировать горячая кровь. В концертный зал вернулся серьезный слушатель, привлеченный интересными, разнообразными программами, культурой исполнения, самоотдачей дирижера. В 1991 г. В. Тиц совершил дерзкий поступок – ушел с оркестром из под власти Хабаровской краевой филармонии, стремясь воспользоваться возможностями, которые сулила наступившая рыночная эпоха. Оркестр стал самостоятельным творческим коллективом, финансируемым напрямую администрацией Хабаровского края. К этому поступку В. Тица побудили жажда свободы и независимости в осуществлении художественной политики, желание сбросить «кандалы» потогонной филармонической системы, принуждающей давать количество концертов (110 в год!), выходящее за пределы здравого смысла; возможность самому формировать коллектив оркестра. Немало трудностей пришлось преодолеть дирижеру, обретая свободу и самостоятельность, но он никогда не жалел о содеянном и добился того, чего хотел.
Заботясь о воспитании музыкантов-профессионалов, трезво оценивая политическую и экономическую ситуацию в стране, понимая, что Дальний Восток вряд ли будет пополняться кадрами с Запада, и Хабаровск, как культурный центр региона, должен рассчитывать в основном на местные силы, В. З. Тиц создал на базе Хабаровского института искусств и культуры и более десяти лет возглавлял кафедру «Инструментальное исполнительство». Подготовку здесь прошли не только российские музыканты (струнники и духовики), пополняющие оркестр, но и студенты, и аспиранты из стран АТР.
Уже через две недели оркестр с новым дирижером отправился на двухмесячные гастроли по городам Сибири и Дальнего Востока. Гастроли в «глубинке» на разных площадках перед многообразной аудиторией требовали репертуара, включающего в себя, главным образом, популярную классическую музыку, которой в «портфеле» молодого дирижера не было. Ее пришлось осваивать на гастролях между концертами. За три года В. Тиц объездил с оркестром весь Дальний Восток, включая Чукотку, Курилы, остров Путятина, БАМ. Оркестр давал 110 концертов в год – таков был государственный план. Чтобы его выполнить, приходилось играть в клубах, школах, заводских цехах, институтах, где невозможно было продемонстрировать высокое качество исполнения. За 11 лет пребывания в Хабаровске дирижер познал муки гастрольной жизни российских музыкантов. Он обогатился опытом не только как музыкант, но и как администратор, отвечающий за судьбы оркестрантов, их быт, финансовое положение и отдых.
«Я приехал в Хабаровск, имея в моем «багаже» 15 симфоний и 4 оперы, но этого оказалось мало. Я был совершенно не готов к профессии руководителя, которую надо было постигать на ходу, осваивая административные навыки и тонкости человеческих взаимоотношений», – вспоминал Виктор Тиц.
11 лет он был руководителем и главным дирижером Дальневосточного симфонического оркестра (1967–1978), 9 лет – симфонического оркестра Омской филармонии (1978–1987), два года работал в Росконцерте в качестве дирижера-гастролера (1987–1989). Весной 1989 г. он вновь вернулся в г. Хабаровск, чтобы вновь возглавить Дальневосточный симфонический оркестр, в котором проработал до последнего дня своей жизни, в общей сложности 28 лет.
В аспирантуре состоялся дебют В. Тица как дирижера. В оперной студии Московской консерватории он полностью подготовил и поставил оперы: «Севильский цирюльник» Россини, «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Евгений Онегин» Чайковского, «Царская невеста» Римского-Корсакова. Завершил обучение в аспирантуре исполнением программы в Большом зале Московской консерватории – «Симфонические танцы» Рахманинова и концерт № 1 для фортепиано с оркестром С. Прокофьева (солист А. Любимов).
Профессиональному росту В. Тица способствовало общение с корифеями музыкального искусства, которые были частыми гостями в Хабаровске: дирижеры – К. Элиасберг, Р. Матсов, Ю. Николаевский; пианисты – Л. Власенко, С. Доренский, А. Наседкин, И. Жуков; скрипачи – Э. Грач, О. Крыса, И. Бочкова; певица М. Васильева – замечательная исполнительница монооперы Пуленка «Человеческий голос».
В 1978 г. Виктор Зигфридович покинул оркестр по причинам нетворческого характера. «Я как администратор упустил появление критической ситуации в коллективе. Возник конфликт между мной и некоторыми музыкантами оркестра. Я не нашел поддержки у администрации филармонии, которая проявила полное равнодушие к сложившейся обстановке. Написал заявление и уехал по приглашению в Омск, где меня ждала прекрасная квартира в центре города», – вспоминал маэстро.
В 1986 г. Камерный оркестр Омской филармонии под руководством В. Тица был приглашен в Париж на форум коммунистических газет мира; они должны были представлять газету «Правду». Концерт оркестра прошел в Советском павильоне, где не было ни светового, ни звукового оборудования. Оркестр практически играл в темноте. После концерта представители французской стороны предложили дирижеру выступить на основной концертной эстраде с хорошим освещением, с необходимым количеством микрофонов. Выступление оркестра произвело сильное впечатление на видавшую виды французскую публику, и осталось в памяти маэстро как яркий миг его жизни. Одно было досадно – Парижа он так и не увидел. Опасаясь террористических актов, сотрудники КГБ «оградили» музыкантов от города и его жителей.
В 1987 г. В. Тиц уехал из Омска в Москву, где два года работал в Росконцерте в качестве дирижера-гастролера. «Трудно сказать, где я не выступал. Был в Средней Азии, на Кавказе, Прибалтике, Украине, Центральной России» – вспоминал дирижер. Неожиданно он получил предложение занять место главного дирижера в Хабаровске. Не просто было музыканту «вернуться на пепелище». Дальневосточный оркестр в 1989 г. переживал тяжелый период: был разукомплектован, музыкантов угнетали тяжелый моральный климат, отсутствие перспектив роста. Предложение занять место главного дирижера в таком оркестре вряд ли можно назвать заманчивым. Но В. З. Тиц принял предложение и возвратился в Хабаровск. Главная причина этого поступка – окрыленность оркестра от встречи с дирижером, страстное желание коллектива вернуться к нормальной творческой жизни. И еще один побудительный мотив, весьма существенный для музыканта – дальневосточная природа, очаровавшая В. Тица и его жену еще в первый приезд, ставшая источником сильных впечатлений и переживаний, без которых тускнеет душа художника.
Первый симфонический сезон «второго хабаровского периода» В. Тица показал, что оркестр выздоравливает, что в его венах вновь начинает пульсировать горячая кровь. В концертный зал вернулся серьезный слушатель, привлеченный интересными, разнообразными программами, культурой исполнения, самоотдачей дирижера. В 1991 г. В. Тиц совершил дерзкий поступок – ушел с оркестром из под власти Хабаровской краевой филармонии, стремясь воспользоваться возможностями, которые сулила наступившая рыночная эпоха. Оркестр стал самостоятельным творческим коллективом, финансируемым напрямую администрацией Хабаровского края. К этому поступку В. Тица побудили жажда свободы и независимости в осуществлении художественной политики, желание сбросить «кандалы» потогонной филармонической системы, принуждающей давать количество концертов (110 в год!), выходящее за пределы здравого смысла; возможность самому формировать коллектив оркестра. Немало трудностей пришлось преодолеть дирижеру, обретая свободу и самостоятельность, но он никогда не жалел о содеянном и добился того, чего хотел.
Заботясь о воспитании музыкантов-профессионалов, трезво оценивая политическую и экономическую ситуацию в стране, понимая, что Дальний Восток вряд ли будет пополняться кадрами с Запада, и Хабаровск, как культурный центр региона, должен рассчитывать в основном на местные силы, В. З. Тиц создал на базе Хабаровского института искусств и культуры и более десяти лет возглавлял кафедру «Инструментальное исполнительство». Подготовку здесь прошли не только российские музыканты (струнники и духовики), пополняющие оркестр, но и студенты, и аспиранты из стран АТР.
Производственные достижения
Талантливый дирижер, обладающий редким музыкальным даром, безукоризненным вкусом, высокой требовательностью к качеству музыки и ее исполнению, В. З. Тиц сумел воспитать профессиональный коллектив, которому подвластны все музыкальные жанры от симфоний и старинной музыки до детских опер. Творческие достижения оркестра известны не только в Дальневосточном регионе России, но и далеко за его пределами, в странах Тихоокеанского региона – США, Корее, Японии. Формируя репертуар, он стремился приглашать для выступления с оркестром выдающихся музыкантов, корифеев музыкального искусства. В Хабаровске выступали дирижеры Н. Рахлин, К. Элиасберг, Ю.Николаевский, В. Дударова, Р. Матсов, пианисты Л. Власенко, С. Доренский, А. Наседкин, И. Жуков, скрипачи Э. Грач, О. Крыса, И. Бочкова, певица М. Васильева и др. Под руководством В. З. Тица оркестр вел огромную просветительскую работу. Абонементы концертов включали европейскую классику от Баха и Вивальди до Малера и Гершвина, русский символизм от Глинки до Шостаковича и Шнитке, музыку дальневосточных композиторов. Важным разделом деятельности оркестра была музыка для детей, где через музыкальную сказку воспитывался музыкальный вкус подрастающего поколения. Заботясь о воспитании музыкантов-профессионалов и понимая, что Дальний Восток вряд ли будет пополняться кадрами с запада, В. З., явился инициатором создания в Хабаровском институте искусств и культуры кафедры подготовки оркестровых музыкантов «Инструментальное исполнительство», которой руководил более десяти лет.
Очень тонко, тактично он работал с юными музыкантами, воспитанниками детских музыкальных школ, претендующими на выступление с оркестром. Он не просто прослушивал их игру, а долго возился с ребятами, добиваясь нужных штрихов, темпов, соотношения звучания соло и аккомпанемента, и лишь затем допускал их на репетиции с оркестром. Благодаря В. З. Тицу юные дарования – «Новые имена» регионов Сибири и Дальнего Востока имели возможность ежегодно выступать с Дальневосточным симфоническим оркестром. В. З. Тиц дал путевку в жизнь юным дарованиям, многим талантливым молодым музыкантам, первые концерты с оркестром которых состоялись на сцене хабаровского Концертного зала: лауреатам российских и международных конкурсов Юлии Пахомовой, Александру Кузнецову, Даше Кученовой, пианисту Арсению Аристову и др.
На базе оркестра были созданы более мобильные концертные подразделения: камерный оркестр «Серенада», струнный квартет. Человек исключительной скромности и порядочности, высокой культуры, подлинный интеллигент В. З. Тиц пользовался огромным уважением среди музыкантов и жителей Хабаровского края и других регионов, где проходили гастроли оркестра.
При В. Тице оркестр обрел лучшие качества, что вызывают удивление и восхищение многих музыкантов, приезжающих в Хабаровск на гастроли: гибкость, пластичность, широту дыхания, масштаб звучания, стилистический универсализм, позволяющий оркестру быть «на высоте» в исполнении старинной и современной музыки, музыки венских классиков, романтиков, импрессионистов. Музыковеды много раз отмечали дар музыканта формировать программы концертов, осуществлять их режиссуру – внешнюю и внутреннюю, с выявлением глубинных драматургических пластов музыкального произведения. Этот режиссерский дар дирижера захватывает аудиторию увлекательным развертыванием музыкального действия и в академической атмосфере концертного зала, и в павильоне городского парка.
За короткий срок после своего возвращения В. З. Тиц сумел возродить профессиональный коллектив, которому подвластны все музыкальные жанры от симфоний и старинной музыки до детских опер. Творческие достижения оркестра известны не только в Дальневосточном регионе России, но и далеко за его пределами, в странах Тихоокеанского региона – США, Корее, Японии, Китае, куда неоднократно приглашался знаменитый коллектив. Выступать с оркестром, руководимым В. З. Тицем, считали за честь многие профессиональные музыканты и вокалисты.
Очень тонко, тактично он работал с юными музыкантами, воспитанниками детских музыкальных школ, претендующими на выступление с оркестром. Он не просто прослушивал их игру, а долго возился с ребятами, добиваясь нужных штрихов, темпов, соотношения звучания соло и аккомпанемента, и лишь затем допускал их на репетиции с оркестром. Благодаря В. З. Тицу юные дарования – «Новые имена» регионов Сибири и Дальнего Востока имели возможность ежегодно выступать с Дальневосточным симфоническим оркестром. В. З. Тиц дал путевку в жизнь юным дарованиям, многим талантливым молодым музыкантам, первые концерты с оркестром которых состоялись на сцене хабаровского Концертного зала: лауреатам российских и международных конкурсов Юлии Пахомовой, Александру Кузнецову, Даше Кученовой, пианисту Арсению Аристову и др.
На базе оркестра были созданы более мобильные концертные подразделения: камерный оркестр «Серенада», струнный квартет. Человек исключительной скромности и порядочности, высокой культуры, подлинный интеллигент В. З. Тиц пользовался огромным уважением среди музыкантов и жителей Хабаровского края и других регионов, где проходили гастроли оркестра.
При В. Тице оркестр обрел лучшие качества, что вызывают удивление и восхищение многих музыкантов, приезжающих в Хабаровск на гастроли: гибкость, пластичность, широту дыхания, масштаб звучания, стилистический универсализм, позволяющий оркестру быть «на высоте» в исполнении старинной и современной музыки, музыки венских классиков, романтиков, импрессионистов. Музыковеды много раз отмечали дар музыканта формировать программы концертов, осуществлять их режиссуру – внешнюю и внутреннюю, с выявлением глубинных драматургических пластов музыкального произведения. Этот режиссерский дар дирижера захватывает аудиторию увлекательным развертыванием музыкального действия и в академической атмосфере концертного зала, и в павильоне городского парка.
За короткий срок после своего возвращения В. З. Тиц сумел возродить профессиональный коллектив, которому подвластны все музыкальные жанры от симфоний и старинной музыки до детских опер. Творческие достижения оркестра известны не только в Дальневосточном регионе России, но и далеко за его пределами, в странах Тихоокеанского региона – США, Корее, Японии, Китае, куда неоднократно приглашался знаменитый коллектив. Выступать с оркестром, руководимым В. З. Тицем, считали за честь многие профессиональные музыканты и вокалисты.
Трудовые и иные награды
В 1976 г. ДСО занял VI место на смотре-конкурсе симфонических оркестров России, а исполнение обязательного произведения было признано лучшим.
В 1978-1987 гг. Виктор Зигфридович работал художественным руководителем и главным дирижёром симфонического оркестра Омской филармонии, который в 1984 г. занял I место на смотре-конкурсе оркестров России.
В 1981 г. В. Тиц получил звание «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации». А в 1984 г. на конкурсе оркестров России Омский симфонический оркестр занял 1 место, исполнив 5-ю симфонию А. Мурова, скрипичный концерт А. Петрова и «Дон Кихота» Рихарда Штрауса.
За большой вклад в развитие культуры и искусства, активную общественную деятельность в 2002 г. Указом Президента РФ № 1149 от 10 октября 2002 г. ему было присвоено почетное звание «Народный артист Российской Федерации».
В 1978-1987 гг. Виктор Зигфридович работал художественным руководителем и главным дирижёром симфонического оркестра Омской филармонии, который в 1984 г. занял I место на смотре-конкурсе оркестров России.
В 1981 г. В. Тиц получил звание «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации». А в 1984 г. на конкурсе оркестров России Омский симфонический оркестр занял 1 место, исполнив 5-ю симфонию А. Мурова, скрипичный концерт А. Петрова и «Дон Кихота» Рихарда Штрауса.
За большой вклад в развитие культуры и искусства, активную общественную деятельность в 2002 г. Указом Президента РФ № 1149 от 10 октября 2002 г. ему было присвоено почетное звание «Народный артист Российской Федерации».
Дополнительно
Едва ли найдется среди музыкантов Дальнего Востока фигура более значимая, масштабная, чем Виктор Зигфридович Тиц. 28 лет возглавлял он музыкальный коллектив, известный далеко за пределами Дальневосточного федерального округа, — Дальневосточный академический симфонический оркестр. Он внёс неоценимый вклад в музыкальную культуру России, сделал Хабаровск музыкальной столицей региона, где свято почитают традиции русского исполнительского искусства.
Тиц В. З. родилсяв Москве. Отец его Зигфрид Леонардович — потомок немцев, переселившихся в Россию еще при Екатерине, заведовал кафедрой «Детали машин» в Московском энергетическом институте, мать Доротея Федоровна вела домашнее хозяйство и воспитывала сына. Семья была музыкальной, отец играл на скрипке, мать – на фортепьяно, и первый музыкальный опыт В. З. Тиц приобрел именно в семье. В предвоенные и военные годы многие немецкие семьи были высланы из Москвы. Семью В. З. Тица эта участь постигла в 1945 г. Она оказалась в г. Иваново без права проживания в Москве. «Это была большая удача, что нас сослали в Иваново. У нас было жилье, я учился в музыкальной школе, – вспоминал он. – А многих немцев отправили в Казахстан, где высаживали с поезда посреди голой степи и оставляли на выживание. Там погибло много моих родственников».
В 1955 г. семье было разрешено вернуться в Москву.
Умер В. З. Тиц 10 марта 2006 г. В г. Хабаровске.
Похоронен на родине, в г. Москве. Самоотверженная преданность музыке, огромный талант, высочайшее мастерство навсегда вписали его имя в историю российского музыкального искусства.
Годы учебы в Москве много дали молодому музыканту. Это был период небывалого расцвета музыкальной культуры страны. Лучшие симфонические оркестры мира были частыми гостями столицы: Филадельфийский, Бостонский, Чешский, Венский и др. Чтобы услышать выдающегося итальянского дирижера Карло Цекки, студенты часами мерзли под лестницей Большого зала консерватории. В их числе был и Виктор Тиц. Ему посчастливилось увидеть и услышать великих дирижеров XX века – Леонарда Бернстайна, Игоря Стравинского, Герберта фон Караяна. Последний произвел большое впечатление на В. Тица скупой манерой дирижирования, мощным волевым импульсом.
Талантливый дирижер, обладающий редким музыкальным даром, безукоризненным вкусом, высокой требовательностью к качеству музыки и ее исполнению, человек исключительной скромности и порядочности, высокой культуры, подлинный интеллигент В. З. Тиц пользовался огромным уважением среди музыкантов и жителей Хабаровского края и других регионов, где проходили гастроли оркестра.
Самоотверженная преданность музыке, огромный талант, высочайшее мастерство навсегда вписали его имя в историю российского музыкального искусства. А оркестр, которому он служил, продолжает покорять слушателей прекрасной игрой, сохраняя память о своём маэстро. В 2009 г. в г. Хабаровске состоялось открытие мемориальной доски народному артисту России В. З. Тицу.
Тиц В. З. родилсяв Москве. Отец его Зигфрид Леонардович — потомок немцев, переселившихся в Россию еще при Екатерине, заведовал кафедрой «Детали машин» в Московском энергетическом институте, мать Доротея Федоровна вела домашнее хозяйство и воспитывала сына. Семья была музыкальной, отец играл на скрипке, мать – на фортепьяно, и первый музыкальный опыт В. З. Тиц приобрел именно в семье. В предвоенные и военные годы многие немецкие семьи были высланы из Москвы. Семью В. З. Тица эта участь постигла в 1945 г. Она оказалась в г. Иваново без права проживания в Москве. «Это была большая удача, что нас сослали в Иваново. У нас было жилье, я учился в музыкальной школе, – вспоминал он. – А многих немцев отправили в Казахстан, где высаживали с поезда посреди голой степи и оставляли на выживание. Там погибло много моих родственников».
В 1955 г. семье было разрешено вернуться в Москву.
Умер В. З. Тиц 10 марта 2006 г. В г. Хабаровске.
Похоронен на родине, в г. Москве. Самоотверженная преданность музыке, огромный талант, высочайшее мастерство навсегда вписали его имя в историю российского музыкального искусства.
Годы учебы в Москве много дали молодому музыканту. Это был период небывалого расцвета музыкальной культуры страны. Лучшие симфонические оркестры мира были частыми гостями столицы: Филадельфийский, Бостонский, Чешский, Венский и др. Чтобы услышать выдающегося итальянского дирижера Карло Цекки, студенты часами мерзли под лестницей Большого зала консерватории. В их числе был и Виктор Тиц. Ему посчастливилось увидеть и услышать великих дирижеров XX века – Леонарда Бернстайна, Игоря Стравинского, Герберта фон Караяна. Последний произвел большое впечатление на В. Тица скупой манерой дирижирования, мощным волевым импульсом.
Талантливый дирижер, обладающий редким музыкальным даром, безукоризненным вкусом, высокой требовательностью к качеству музыки и ее исполнению, человек исключительной скромности и порядочности, высокой культуры, подлинный интеллигент В. З. Тиц пользовался огромным уважением среди музыкантов и жителей Хабаровского края и других регионов, где проходили гастроли оркестра.
Самоотверженная преданность музыке, огромный талант, высочайшее мастерство навсегда вписали его имя в историю российского музыкального искусства. А оркестр, которому он служил, продолжает покорять слушателей прекрасной игрой, сохраняя память о своём маэстро. В 2009 г. в г. Хабаровске состоялось открытие мемориальной доски народному артисту России В. З. Тицу.
Дата присвоения официального статуса, решение представительного органа местного самоуправления
Звание «Почетный гражданин города Хабаровска» присвоено 21 мая 2002 г. за большой вклад в развитие культуры и искусства, за активную общественную деятельность.
Нет комментариев