«Человек не может понимать окружающий его мир только логикой мозга, он должен ощутить его логикой сердца, т. е. эмоцией».
С. В. Образцов
Наша школа особенная, в ней обучаются дети, нуждающиеся в длительном лечении.Многие из них не могут передвигаться самостоятельно, поэтому, обучение по скайпу становится не просто современной формой обучения, а единственно возможной.
Наши ученики проживают в различных городах и поселках Ростовской области, иногда в отдаленных хуторах.В классах, как правило, обучаются 2-3 ученика.
Если ребята обычной школы не прочь иногда «улизнуть» с урока, то наши ученики, наоборот, хотят общаться как можно больше!!
Это подтолкнуло нас с коллегой к созданию школьного математического клуба «Пифагорейский союз». Вопросов было очень много: технических-сколько человек в скайпе могут одновременно общаться, не просто общаться, а решать задачи, какие классы привлечь к мероприятию и т.д.Кроме того, появилась идея выйти на межшкольный уровень..
Попытка-не пытка: 14.11.2014 г состоялась первая игра, пригласили желающих учеников из 8-10 классов.
Игра произвела фуррор!! Дети продолжали общаться после мероприятия, спрашивали о дате следующих встреч. Было решено проводить заседания клуба 1 раз в месяц. Форма проведения — математический бой. Дети разбивались на две команды, получали задания и решали их в командах. Затем на общей встрече рассматривались решения. Естественно, кроме математических подбирались логичекие, творческие задания.
На каждом следующем заседании союза в игре принимали участие команда – победительница и вновь созданная.
И, наконец, в мае была организована финальная игра , в которой принимали участие дети из нескольких школ Ростова-на-Дону, Волгодонска , Константиновска.
К концу учебного года было сформировано ядро постоянных участников клуба, без которых уже не хотелось проводить заседания.
Это подтолкнуло к новым видам деятельности клуба в новом учебном году.
Мы с ребятами решили: во-первых, встречаться чаще (2 раза в месяц), во-вторых одно занятие обязательно –знакомство с историей математики, решение нестандартных задач группой постоянных участников клуба, второе занятие – математические соревнования, куда приглашаются все желающие.В декабре и мае , традиционно, межшкольные встречи.В октябре пифагорейцы проявили инициативу поучаствовать в неделе математики: подготовили интересные презентации , выступления для младших классов.Очень хотелось привлечь участников клуба к организации игры с младшеклассниками, но пока это в проекте. Занимаясь в клубе ученик не только приобретает какие-то новые знания, общается, он реализует свои таланты, о которых даже не подозревал!!
Учитель, конечно же, растет , познавая своих учеников, накапливает положительные эмоции, но самое главное – ощущает важность и нужность своей деятельности.
Представляю сценарий одного из занятий Пифагорейского союза.
Так клуб назван именем Пифагора, каждое занятие мы начинаем с рассказов об этом удивительном ученом, путешественнике и человеке.
Занятие № 4
Решив анаграмму, вы узнаете, что утверждал великий Пифагор
« лиЧсо врпаит ромим».
Пифагор утверждал, что все сущее в мире можно обозначить в числах и придавал числам огромное значение.
1 ( точка) есть образ вселенной, ум и мудрость, начало всех чисел и всех вещей.
2 ( прямая) — начало любого любого разделения, противоречия.
3 ( плоскость) — символ триединства. Пифагор разделял душу человека на ум, рассудок и страсть.
Особую важность Пифагор придавал числам 7 и 10, а почему — попробуйте отыскать сами….
Задания для решения в группе
1. Две сходственные стороны подобных треугольников равны 2см и 5см. Площадь первого равна 8 см2. Найдите площадь второго треугольника. ( 10 б)
2. Мама и две дочки весят 140 кг. Мама весит на 10 кг больше старшей дочери, а вместе они на 80 кг больше, чем младшая дочка. Кто сколько весит?(8 б)
3. Что вместо «?»
4
5
6
7
61
52
63
?
(5 б)
4. Диагонали ромба равны 16 и 30. Найдите периметр ромба.
(10 б)
5. Как из бумажного квадрата сгибанием получить : а) другой квадрат, б) равнобедренный треугольник?
( 8 б)
6. В какой координатной четверти находится точка пересечения прямых -2 = 6х — 5у и -4 — 3х = -2у?
(11 б)
7. Имеются 9 монет и чашечные весы без гирь. Одна монета легче других. Как с помощью двух взвешиваний найти легкую монету?
(7 б)
Устная разминка
1. Название и девиз команды 5б
2. Пословицы с числами ( по количеству за 1 минуту)
3. Два вектора, лежащие на одной или параллельных прямых …. называются? 2Б
4. Два прямоугольных треугольника равны по двум катетам и прямому углу между ними. Что здесь лишнее? 2б
5. Математик, который «слышал» музыку сфер?3б
6. Какую теорему называли в древности теоремой 2невесты»?3б
7. Какую роль в вашей жизни играют ЧИСЛА?
Ниже представлено фото игры между командами учащихся санаторной школы- интернат №28 и школы «Эврика -Развитие» имени М.И. Нагибина г. Ростова-на-Дону ( декабрь 2015 г)
Ну, а теперь самое интересное: все-таки, мы попробовали это сделать!!! Шамсудинов Ибрагим и Волченко Артем организовали и провели ( имеются видео всех наших игр) математическую игру среди младшеклассников!! Сколько было волнений и восторга!!!
Ниже представлен фрагмент работы обучающихся 10 ю класса санаторной школы — интернат№28 Волченко А и Шамсудинова И как это было!
«….В декабре 2013 года была утверждена Концепция развития математического образования в Российской Федерации, согласно которой « … математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знаний и деятельности, получение математических знаний — осознанным и внутренне мотивированным процессом…». То есть изучать математику , как мы понимаем, нужно с интересом, как сказал Анатоль Франс « с аппетитом», а для этого мы должны сами разрабатывать проекты и участвовать в них.
В таком проекте, как математический клуб по скайпу мы участвуем уже второй год, каждый раз добавляем какие-то новые направления деятельности. В этом году мы решили не сами участвовать в игре, а попробовать придумать сценарий игры и провести с младшеклассниками.
Итак, мы решили начинать, но оказалось это непросто: во-первых нужно было изучить программу по математике для соответствующего класса, во-вторых познакомиться с особенностями психологического развития ребят данного возраста для того, чтобы включить в задания боя те задачи, которые будут знакомы и интересны ребятам.
Мы распределили поставленные задачи на двоих: Артем занимался алгеброй, а я геометрией. Тут пришла идея «совместить приятное с полезным»: а что если по геометрии взять такие задания для 7 класса, которые встречаются на экзамене ОГЭ. Во первых, это пригодится ребятам, а во — вторых, им интересно будет попробовать свои силы!
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
В результате освоения курса геометрии 7 класса учащиеся получают представление об основных фигурах на плоскости и их свойствах; приобретают навыки геометрических построений, необходимые для выполнения часто встречающихся графических работ, а также навыки измерения и вычисления длин, углов, применяемые для решения разнообразных геометрических и практических задач.
Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.
История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, с историей великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.
В 7 классе по геометрии изучаются следующие темы.
Начальные геометрические сведения
Треугольники
Параллельные прямые
Соотношения между сторонами и углами треугольника
Что касается алгебры, то в результате изучения этого курса учащиеся должны знать и уметь:
составлять математическую модель при решении задач;
решать уравнения первой степени с одним неизвестным;
выполнять действия над степенями с натуральными показателями;
выполнять арифметические операции над одночленами и многочленами,
применять формулы сокращенного умножения;
раскладывать многочлены на множители различными способами;
решать системы двух линейных уравнений с двумя неизвестными;
выполнять арифметические действия с алгебраическими дробями.
В седьмом классе у подростков в концентрированном виде проявляются проблемы переходного возраста; в это период наблюдается пик эмоциональной неуравновешенности. Подростки легко возбуждаются и не всегда могут справиться со своим эмоциональным состоянием.
Настроение подростков подвержено резким перепадам. Переходы от безудержного веселья к депрессивной пассивности могут затруднять взаимодействие с ними. Возрастает обидчивость, раздражительность. Поэтому даже не слишком значимое замечание нередко приводит к бурной реакции подростка.
Подростки продолжают доказывать всем и самим себе свою «взрослость».
Основной сферой интересов становится общение со сверстниками. Поэтому качество учебной деятельности может ухудшаться, на уроках и дома подростки стремятся общаться, переписываться.
При этом значимым для них становится не только статус в классе или компании , но и то, какие качества видят в них сверстники. Поэтому им особенно интересено, что о них думают, как их воспринимают.
В этот период активно развивается словесно-логическое мышление, подростки с радостью воспринимают задания, для выполнения которых нужно размышлять, поспорить, придумать различные варианты решения проблемы. Кроме того, подростки начинают мыслить быстрее
В целом можно сказать, что наиболее эффективным становится взаимодействие, основанное на уважении их чувства взрослости и самостоятельности.
Поэтому, мы решили включить в сценарий игры логические задачи с той целью, чтобы учащиеся, у которых отношения с математикой не самые дружеские, могли реализовать себя и проявить свои способности при выстраивании логических цепочек.
Так же учитывая, что время концентрации внимания у семиклассников ограничено, мы решили включить 7-8 заданий в основной блок и на устную разминку выделить не более 10-12 минут.
В результате у нас образовался целый банк различных заданий ( мы думаем он нам пригодится для будущих боев).
Итак, начинаем…
О математика! Тебе пою я славу!
Тебя считают все царицею по праву.
Ведь без тебя и шагу не ступнуть.
И не отправиться в далекий путь.
Ты учишь мыслить — в этом суть твоя!
Законы познавая бытия,
Без математики никак не обойтись.
Как лезвие, отточишь нашу мысль,
Ум сделаешь ты светлым , четким, ясным!
И мир в гармонии покажется прекрасным!
Устная разминка.
1. Решив анаграмму, вы узнаете кто создал первый учебник по арифметике в России?
НАМГИЦЙИК ( Кстати, сегодня в основном блоке заданий вам как раз и попадется задача из первого русского учебника по математике Леонтия Магницкого)
( Слайд с портретом Л. Магницкого и фото обложки учебника)
2. Первую в школе все изучают,
Ну, а второй из двустволки стреляют.
Третью исполнят нам два барабана
Иль каблуки отобьют ее рьяно. О чем речь?
3. Бублик разрезали на 3 части. Сколько сделали разрезов?
4. Батон разрезали на 3 части. Сколько сделали разрезов?
5. Восстанови правило: «… … … нужно сложить числители, а знаменатель… … …».
6. Назовите « музыкальную» меру длины.
7. Когда у слонов бывает 8 ног?
Основной блок задач.
2. В треугольнике АВС высоты, которые пересекаются в точке О. Угол СОВ = 119.°
Найти угол А.
3. Что больше : десять в двадцатой или двадцать в десятой?
4. Сколько различных двузначных чисел можно записать, используя цифры 2, 3, 4, и 6?
5.
6. Гуси с юга к нам летели,
На лугу зеленом сели.
Их увидел Елисей:
Добрый день вам, сто гусей!
Нас не сто, — сказал вожак,
Уважаемый гусак.
Сколько ж вас? — он вопрошает.
Кто сметливый, — отгадает.
Если к нам добавить столько ж
И полстолько, четверть столько,
Да гуся, что сел на стог,
Вот тогда нас будет сто.
Вот скажите-ка , друзья,
Какова гусей семья?
7. Имеются 9 монет и чашечные весы без гирь. Одна монета легче других.
Как с помощью двух взвешиваний найти легкую монету?
8. Сколько треугольников на рисунке?
9. Задачка из учебника Леонтия Магницкого
Один человек выпивает бочонок кваса за 14 дней, а вместе с женой выпивает такой же бочонок кваса за 10 дней. Нужно узнать, за сколько дней жена одна выпивает такой же бочонок кваса.
15 апреля состоялась наша первая игра с семиклассниками…
Наши впечатления превзошли ожидаемые.
Во-первых, мы растерялись от волнения и никак не решались начать мероприятие. И только, когда прозвучал вопрос: «А кто ведущие?», мы представились и стали действовать по сценарию.
Во- вторых, нас удивило то, что ребята очень быстро сумели освоиться и работать в команде. Сначала они немного стеснялись, были зажаты, но вскоре выделился лидер Эдуард ( позже команда выдвинула его в капитаны), который «зажигал» команду, распределял задания между участниками.
В — третьих,
нам очень понравилась сама теплая и дружеская атмосфера игры.
Впечатления были на столько сильны, что мы обратились с просьбой к учителю быть ведущими на остальных играх.
Конечно же, мы поделимся своими впечатлениями с участниками Пифагорейского союза.
Хорошо было бы охватить играми все параллели классов, но это… уже в будущем учебном году!1 ( слайд с фото с мероприятия)»
В данной работе представлено видео, которое подготовили участники Пифагорейского союза для учителей и ребят на новый год
Нет комментариев